double arrow

Правовой режим сметно-бюджетного финансирования

Сметно-бюджетное финансирование распространяется на широкий круг объектов, но главным образом – на бюджетные учреждения. Бюджетное учреждение — это организация, созданная орга­нами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, науч­но-технических или иных функций некоммерческого характе­ра, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда на основе сметы (ст. 161 БК РФ).

Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственным или муниципальным учреждениям, относящимся к непроизводственной сфере, для осуществления расходов выделяются бюджетные денежные средства на основе специальных финансовых документов – смет. Смета бюджетного учреждения— это планово-финансовый документ, в котором отражаются денежные средства, поступающие в его распоряжение в течение года для финансирования текущей деятельности и развития, а также указываются источники доходов и целевое направление средств. Являясь финансовым документом, смета доходов и расходов утверждается в порядке и форме, установленных нормативными актами. Состав­ление и исполнение смет бюджетных учреждений - это часть бюджетного процесса. Смета действует в течение финансового года — с 1 января до 31 декабря.

Бюджетные учреждения (школы, вузы, поликлиники, больницы, детские дошкольные учреждения и др.), как правило, не имеют доходов для полного покрытия своих расходов, а потому их деятельность должна финанси­роваться из бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов. В то же время бюджетные учреждения вправе привлекать дополнительные денежные средства от профильной (оказание платных услуг) и непрофильной (сдача имущества в аренду, добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц и др.) деятельности. Привлечение дополнительных средств не должно приводить к снижению размеров бюджетного финансирования.

Бюджетные средства могут быть израсходованы на оплату труда в соответствии с заключенными трудо­выми договорами и правовыми актами, регулирующи­ми размер заработной платы соответствующих категорий работников; на перечисления в государственные внебюджетные фонды; на трансферты населению, выплачиваемые в соответ­ствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправ­ления; на командировочные и иные компенсационные выпла­ты работникам в соответствии с законодательством РФ; на оплату товаров, работ и услуг по заключенным госу­дарственным или муниципальным контрактам; на оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвер­жденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов (ст.70 БК РФ). Расходование бюджетных средств бюджетными учреждени­ями на иные цели не допускается. Оплата по договорам, ис­полнение которых осуществляется за счет федерального бюджета, проводится в пределах утвержденных им лимитов бюд­жетных обязательств.

Все сметы подразделяются по кругу охватываемых ими уч­реждений и мероприятий на индивидуальные, сводные и сме­ты централизованных мероприятий. Индивидуальная смета составляется каждым бюджетным учреждением и содержит только его расходы. Она учитывает особенности источников денежных средств и их объемы, обусловленные спецификой деятельности бюджетного учреждения. Индивидуальные сметы бюджетных учреждений одной сферы деятельности объединяются в сводные. Сводные сметы составляются федеральными министерства и ведомствами в от­ношении подведомственных бюджетных учреждений, а так­же исполнительными органами власти субъектов РФ и местного самоуправления - в отношении соответствующих бюджетных учреждений. Сводные сметы могут включать в себя как индивидуальные сметы бюджетных учреждений, так и сметы рас­ходов на централизованные мероприятия (например, на прове­дение научных конференций и симпозиумов, областных семинаров врачей, учителей, работников культуры и т.д.).

Составление индивидуальной сметы осуществляется на основе контрольных цифр, сообщаемых бюджетному учреждению (получателю бюджетных средств) вышестоящей органи­зацией (распорядителем бюджетных средств). Контрольные цифры содержат информацию о лимите бюджетных ассигнований, который предусмотрено выделить бюджетному учреждению после утверждения бюджета. Эти контрольные цифры вышестоящая организация доводит до каждого подведомственного ей бюджетного учреждения, ис­ходя из общей контрольной цифры, полученной от финансо­вого органа, составляющего проект бюджета.

Смета бюджетного учреждения состоит из отдельных статей, каждая из которых имеет предметно-целевое назначение. Для всех получателей бюджетных средств установлены две группы расходов – текущие и капитальные, а в каждой группе расходы детализируются по статьям (например, в группе текущих расходов – расходы по оплате труда, а в группе капитальных – расходы на капитальный ремонт). Статьи расходов имеют строго обязательный характер и про­извольному изменению не подлежат.

При составлении сметы бюджетное учреждение руководствуется нормативами расходов. Нормативы расходов — это установленные на расчетную единицу измерители расходов по однород­ным учреждениям (например, норма расходов продуктов на одного больного в больнице, норм расходов на содержание ребенка в дошкольном учреждении и др.).

Нормы расходов подразделяются на обязательные (штаты и ставки заработной платы, расходы на командировки, питание, медикаменты) и необязательные — расчетные (расходы на содер­жание зданий, сооружений, затраты на освещение, отопление). Нормы расходов устанавливаются в материальном и денежном выражении. Материальные нормы определяют объем материальных (натуральных) средств на еди­ницу измерения расходов (например, количество продуктов питания на одного осужденного в местах лишения свободы). Денежные нормы являются стоимостным выражением матери­альных норм расходов. Нормы расходов различаются и как индивидуальные и комби­нированные. Индивидуальная норма расходов предусматривает расходы только на одну цель (например, питание, медицинское обслуживание одного больного в больнице). Совокупность индивидуальных норм по определенному показателю образует комбинированную норму (например, расходы на содержание одного больного в день – один койко-день).

Смета расходов бюджетного учреждения составляется его финансовым подразделением, под­писывается руководителем и главным бухгалтером учреждения. Затем она направляется в вышестоящую организацию, где включается составной частью в сводную смету по министер­ству или ведомству. Сводные сметы учитываются при состав­лении расходной части соответствующего проекта бюджета. После утверждения бюджетов (федерального, бюджетов субъек­тов РФ и муниципальных образований) сметы бюджетных уч­реждений утверждаются главными распорядителями бюджет­ных средств и доводятся до бюджетных учреждений (получателей бюджетных средств).

Бюджетные учрежде­ния составляют отчет об исполнении сметы ежемесячно, а также по окончании года. Отчеты направ­ляются в вышестоящую организацию и территориальный орган Федерального казначейства (в случае, если учреждение финан­сируется из федерального бюджета). Порядок составления отчетов определяется ежегодно приказом Минфина России об утверждении правил составления бухгалтерских отчетов орга­низациями, состоящими на бюджете, за соответствующий год.


Сейчас читают про: