Задачей любого государства является развитие своей инвестиционной и инновационной деятельности, обеспечивающей не только экономический рост, но и решение многих социальных проблем. Одним из важнейших способов привлечения инвестиций в общественное хозяйство является выделение бюджетных ассигнований, т.к. без бюджетного финансирования не может быть осуществлен ни один крупный инвестиционный проект в государстве.
Капитальные расходы бюджетов – это часть расходов, обеспечивающая инвестиционную и инновационную деятельность государства, включающая статьи, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой (бюджетные кредиты юридическим лицам на инвестиционные цели, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, и т.п.) (ст.67 БК РФ).
Нормативным актом, закрепляющим основные положения инвестиционной деятельности, является Федеральный закон о 25 февраля 1999г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»[12]. На территории отдельных субъектов Федерации инвестиционная деятельность может регулироваться законами субъектов Федерации. Так, например, в Воронежской области действует Закон Воронежской области от 31 декабря 1997г. № 26-II-ОЗ «Об инвестиционной деятельности на территории Воронежской области»[13].
|
|
Источниками финансирования капитальных вложенийявляются собственные и (или) привлеченные средства инвесторов. Инвесторами, т.е. лицами, осуществляющими капитальные вложения, могут быть государственные органы, органы местного самоуправления, а также физические и юридические лица, выступающие в качестве субъектов предпринимательской деятельности.
Государствоосуществляет регулирование капитальных вложений, т.е. законодательно определяет формы и методы государственного регулирования капитальных вложений следующими способами: 1) посредством создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности (совершенствования системы налогов, механизма начисления и использования амортизационных отчислений, принятия антимонопольных мер и др.); 2) посредством прямого участия государства в инвестиционной деятельности (формирования перечня строек, осуществляемых за счет средств федерального бюджета для государственных нужд, предоставления по проектам на конкурсной основе гарантий за счет бюджетных средств, размещения бюджетных средств для финансирования проектов на конкурсной основе, утверждения стандартов и осуществления контроля за их соблюдением и др.).
|
|
Средства федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ выделяются для осуществления инвестиций на возвратной, срочной и возмездной основах.Размер взимаемых при этом процентов за пользование средствами определяется законами о бюджетах на соответствующий год. Могут быть использованы и иные формы возврата бюджетных средств.
Порядок финансирования инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета определяется Правительством РФ, а в субъектах федерации – их органами исполнительной власти (в отношении порядка финансирования за счет средств региональных бюджетов). Федеральное законодательство закрепляет также основы регулирования капитальных вложений органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления могут участвовать в финансировании проектов, осуществляемых Российской Федерацией и ее субъектами. Утверждение таких проектов производится по согласованию с органами местного самоуправления.