double arrow

Конспект лекции: Структура Конституции РФ

Конспект лекции: Юридические свойства конституции

Конституция как основной закон государства регулирует наиболее важные коренные общественные отношения. Она не предназначена для детального регулирования конкретного вида общественных отношений. В этой связи конституция носит как правило стабильный долгосрочный характер.

Конституции свойственны признаки, отличающие ее от актов текущего законодательства, которые в юридической науке именуются юридическими свойствами. Выделяют основные признаки конституции, которые определяют её главные черты, как юридического документа, отличного от других источников КП.

1.Верховенство Конституции РФ закреплено впервые в конституционном законодательстве нашей страны (ч. 2 ст. 4). Оно означает, прежде всего, — утверждение нового конституционного строя, правового государства, оно вытекает из того, что суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. Верховенство обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей ее правовой системы, означает, что Конституция в иерархии правовых актов РФ занимает высшее место (ч. 1 ст. 15).

2.Конституция РФ является н.а. прямого действия (ч. 1ст. 15). Означает, что новая Конституция РФ не декларативный и пропагандистский документ, а правовой акт, которым надлежит руководствоваться в судах и в других государственных органах.

3. Легитимность - она принята законным путем, т.е. в том порядке, который предусмотрен в действовавшей до этого конституции.

4. Реальность - ее предписания исполнимы и гарантированы в условиях режима законности и правопорядка, предусматривает и гарантирует народовластие, права и свободы человека и гражданина.

5. Стабильность проявляется в незыблемости ее предписаний, в сохранении высокой степени устойчивости и неподверженности воздействию политических сил, меняющихся у власти.

По своей структуре Конституция РФ состоит из:

- преамбулы;

- раздела первого – собственно текста Конституции, включающего 137 статей;

- раздела второго – заключительных и переходных положений.

Преамбула – торжественная вводная часть Конституции, имеющая программный характер. Преамбула Конституции РФ от имени многонационального народа РФ провозглашает следующие основополагающие принципы и программные задачи:

- ответственность за судьбу Родины перед нынешним и будущим поколениями;

- осознание России частью мирового сообщества;

- гражданский мир и согласие;

- государственное единство;

- равноправие и самоопределение народов;

- незыблемость прав и свобод человека;

- демократические основы государства.

Детально данные принципы раскрываются в 137 статьях Конституции, сгруппированных в 9 главах:

- основы конституционного строя;

- права и свободы человека и гражданина;

- федеративное устройство;

- президент РФ;

- ФС;

- правительство РФ;

- судебная власть;

- местное самоуправление;

- конституционные поправки и пересмотр Конституции.

16. Конспект лекции: Порядок пересмотра Конституции РФ (ст. 135 Конституции)

Конституция РФ 1993г. стабильна и имеет сверхжесткий характер – нормы Конституции РФ обладают повышенной устойчивостью и практически не могут быть изменены. За 10 лет действия Конституции РФ в неё не было внесено ни одной поправки, кроме изменения в тексте Конституции названий некоторый субъектов федерации. Такой характер обеспечивается очень сложным порядком её изменения, закрепленным в гл. 9 Конституции.

Инициатива о пересмотре Конституции, внесения в неё изменений может исходить от президента РФ, правительства РФ. ГД ФС РФ, СФ ФС РФ, законодательных органов субъектов РФ.

Изменение Конституции:

Федеральным Собранием – Парламентом РФ – могут быть внесены изменения в Конституцию, кроме глав 1, 2, 9 – путём принятия поправки не менее, чем 2/3 голосов общего числа депутатов ГД и не менее, чем 3/4 голосов от общего числа членов Совета федерации при условии, если данную поправку ратифицируют не менее чем 2/3 законодательных органов субъектов РФ.

Гл.1, 2, 9. «Основы конституционного строя», «права и свободы человека и гражданина», «конституционные поправки и пересмотр Конституции» не могут быть изменены парламентом, а только путем пересмотра всей Конституции. В этом случае по решению не менее 3/5 от общего числа депутатов ГД и СФ созывается Конституционное собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается 2/3 голосов от общего числа участников конституционного собрания или выносится на всенародное голосование (референдум).

На референдуме Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

17. Конспект лекции: Порядок внесения поправок к главам 3-8 Конституции

Под поправкой к Конституции РФ в Федеральном законе понимается любое изменение текста гл. 3-8 Конституции РФ: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав Конституции РФ. На правовом уровне это регулируется специальным федеральным законом №33 "О порядке принятия и вступлении в силу поправок Конституции РФ". 4 марта 1998 и гл. 9 Конституции РФ.

Поправки можно вносить в главы 3-8 в соответствии с процедурой принятия палатами ФКЗ (совет федерации 3/4 голосов, Гос Дума 2/3 голосов). Противоречие: законодатель ввел простым законом 4-ый вид закона "Закон РФ о поправке Конституции ", ~ не существует в 9 гл. Конституции, т.к. Конституция закрепляет только 3 вида закона, это федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъекта федерации. Следовательно закон о поправках противоречит Конституции, т.к. в Конституции сказано, что поправки в Конституцию нужно вносить в соответствии с процедурой принятия ФКЗ.

Чтобы поправка была внесена, она должна быть ратифицирована 2/3 субъектами федерации, затем этот закон должен быть представлен Президенту для подписания и обнародования (в самом начале эта поправка д.б. принята квалифицированным большинством в палатах). Функция президента чисто номинальная, право вето у него отсутствует в этом случае.

Ст. 65 закрепляет субъектный состав РФ, ст. 137 определяет особый порядок внесения в нее изменений и дополнений. Соответственно статье 65 м.б. образован новый субъект РФ, м.б. включен в состав РФ новый субъект или может быть изменен статус субъекта РФ. Поправки могут быть приняты 2/3 депутатов Гос Думы и 3/4 Совета Федерации, а ратификация субъекта РФ не требуется.

А также в статье 137 предусмотрено изменение наименования субъектов РФ, но не указано каким актом. Это новое наименование должно быть внесено в ст. 65. Сейчас Постановлением КС РФ эти изменения вносятся указом Президента.

18. Конспект лекции: Соотношение Конституций РФ и конституций (уставов) субъектов РФ

Республики Конституции, остальные - устав. Равнозначны. Конституции субъектов РФ по своей сути дублируют КРФ, т.к. они, если бы было иначе, противоречили бы КРФ, что делало бы их незаконными. Но понимая необходимость учесть местный национальный колорит, сложившиеся традиции, а так же право субъектов на самоопределение, Конституции субъектов РФ могут содержать незначительные изменения, согласованные с федеральным центром.

Конституционно-правовой статус республики характеризуется также тем, что каждая республика имеет свою правовую систему, которая включает конституцию республики, республиканские законы и другие нормативные правовые акты, изданные в пределах ее компетенции, договоры и соглашения республики с РФ, с другими ее субъектами, с зарубежными странами, а также акты о делегировании полномочий.

Каждая республика принимает свою конституцию, которая законодательно закрепляет основы ее конституционного строя; права, свободы и обязанности человека и гражданина в республике; государственно-правовой статус республики; систему, принципы организации и деятельности, а также компетенцию законодательных, исполнительных и судебных органов республики и органов местного самоуправления. Конституции республик принимаются ими самостоятельно в порядке, установленном самой республикой, и не нуждаются в последующем их утверждении органами государственной власти РФ.


Сейчас читают про: