Основные задачи и направления внешнего финансового контроля

В настоящее время финансовый контроль осуществляется за­конодательными и исполнительными органами власти, а также специально созданными учреждениями, наблюдающими за фи­нансовой деятельностью всех экономических субъектов (госу­дарств, предприятий, учреждений, организаций, граждан).

Поскольку государственный финансовый контроль предна­значен для реализации финансовой политики государства, соз­дания условий для финансовой стабилизации страны в целом, он распространяется как на государственные организации, так и на негосударственную сферу экономикикоммерческие ор-


ганизации и граждан. Таким образом, можно сформулировать сущность финансового контроля по каждой из названных по­зиций.

Финансовый контроль государственных организаций — это прежде всего контроль над разработкой, утверждением и испол­нением бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных пред­приятий и учреждений, банков и финансовых корпораций.

Финансовый контроль со стороны государства негосударствен­ной сферы экономики и граждан, затрагивает лишь сферу соблюде­ния ими финансовой дисциплины, т. е. выполнения денежных обязательств перед государством, таких как:

1) налоги и другие обязательные платежи;

2) соблюдение законности и целесообразности при расходо­вании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов;

3) соблюдение установленных законодательством правил ор­
ганизации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.
Деятельность органов финансового контроля регламентирует­
ся юридическими нормами, закрепленными в таких имеющих
силу закона документах, как Конституция РФ, Гражданский ко­
декс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ.

Законодательной базой для системы государственного конт­роля Российской Федерации является Приказ Госналогслужбы РФ от 12.03.1997 г. № ВА-3-29/40 «О государственном финансо­вом контроле в системе Госналогслужбы». Организации, осу­ществляющие финансовый контроль, могут быть как государ­ственными, так и негосударственными. Финансовый контроль осуществляется с помощью различных методов, к которым отно­сятся: наблюдение, проверка, обследование, ревизия и анализ материалов. Все вышеназванные методы государственного и му­ниципального финансового контроля отражены в разнообразных нормативных актах, регламентирующих режим их использования относительно различных объектов финансового контроля.

Проверка — это метод финансового контроля, предусматри­вающий исследование отдельных вопросов финансовой деятель­ности или иных субъектов на основе документов, получения объяснений от обязанных лиц, а также осмотра помещений и дру­гих объектов. Из современного законодательства следует, что про­верки подразделяются на тематические и документальные.

Разновидностью тематической проверки является налоговая проверка, проводимая должностными лицами налоговых орга-


нов. Существует два вида налоговой проверки: камеральная и вы­ездная. Камеральная налоговая проверка является разновид­ностью документальной проверки, так как она проводится нало­говым органом по месту его нахождения на основе документов, представленных налогоплательщиком, а также других докумен­тов, имеющихся у налогового органа. По результатам проверок составляется акт. В соответствии со ст. 100 НК РФ он составляет­ся по определенной форме, установленной Министерством по налогам и сборам РФ.

Основным методом финансового контроля является ревизия, которая осуществляется специально созданной комиссией. Зако­нодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ре­визии. Ревизии подразделяются на документальные и фактиче­ские, комплексные и тематические, плановые и внезапные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: