Взаимосвязь внутреннего управленческого контроля и ревизии

На уровне каждого предприятия функции контроля заклю­чаются главным образом в осуществлении мер, нацеленных на наиболее эффективное выполнение всеми работниками своих обязанностей. Внутренний контроль организуется руководством предприятия и определяет законность совершения хозяйствен­ных операций, их экономическую целесообразность.

Управленческий контроль — это процесс влияния менедже­ров на работников предприятия для эффективной реализации ор­ганизационной стратегии. При этом его главной задачей являет­ся контроль по центрам ответственности. Другими словами, необходима система отражения, обработки и контроля плановой и фактической информации на входе и выходе центра ответствен­ности. Учет по центрам ответственности предполагает разграни­чение полных затрат и затрат данного центра ответственности.

Обычно выделяют несколько центров ответственности:

1) центр доходов, где формируется информация об объеме вы­пуска продукции, в денежной оценке — доходе предприятия;

2) центр затрат, где осуществляется измерение затрат;

3) центр нормативной себестоимости — разновидность цент­ра затрат, где установлены нормативы по элементам затрат;

4) центр прибыли, где измеряется соотношение между дохо­дами, получаемыми центром, и его затратами. Внутренний управленческий контроль направлен на анализ

соответствия установленного порядка ведения учета действующе­му законодательству и локальным нормативным актам, действует в интересах внутренних пользователей контрольной информа­ции, организован по решению самого субъекта, содействует ук­реплению дисциплины, оптимизации процессов хозяйственной деятельности и выполнения персоналом обязательств перед пред­приятием.

Ревизия — средство, как правило, внешнего контроля, — на­правлена в интересах внешних пользователей — лиц, заинтересо­ванных в данных результатов ревизии. Осуществляется с целью подтверждения достоверности учетных процессов и отчетности.

Ревизия осуществляется как в плановом, так и во внеплано­вом порядке. Ревизия организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям, требованиям правоохра-


нительных органов осуществляется в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Конкретные вопросы ревизии определяются про­граммой или перечнем основных вопросов ревизии.

Программа ревизии включает тему, период, который должна охватить ревизия, перечень основных объектов и вопросов, под­лежащих ревизии. Программа утверждается руководителем конт­рольно-ревизионного органа. Программа ревизии в ходе ее про­ведения с учетом изучения необходимых документов, отчетных и статистических данных, других материалов, характеризующих ре­визуемую организацию, может быть изменена и дополнена.

Несмотря на различия в целях и пользователях информации, и ревизия, и внутренний управленческий контроль имеют четкую взаимосвязь.

Ревизия использует систему внутреннего контроля, а система внутреннего контроля получает независимую оценку степени ее эффективности и надежности при проведении ревизии.

К тому же и ревизия и внутренний контроль используют одина­ковые приемы и способы сбора данных, их анализа, одни и те же аналитические процедуры и систему доказательств, имеют рабо­чую документацию и результативный документ — акт (отчет) о ре­зультатах контроля, используют одну нормативную базу. Результат и внутреннего контроля, и ревизии во многом зависит от того, кто осуществляет контроль (его опыта, профессионализма, квалифи­кации, понимания особенностей экономического субъекта, неза­висимости и объективности в оценке). Все вышеперечисленное еще раз подтверждает взаимосвязь этих двух систем, которые, несмотря на различия, взаимовыгодно дополняют друг друга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: