double arrow

ЛЕКЦИЯ № 4. Виды аналитических процедур


Классификация финансового контроля

Финансовый контроль по времени проведения подразделяет­ся на предварительный, текущий (оперативный), последующий.

Предварительный финансовый контроль проводится до со­вершения финансовых операций и призван предупреждать фи­нансовые нарушения. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности планируемых расходов для предотвращения не­экономного и неэффективного расходования средств. На макро­уровне такой контроль проводится в процессе составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов вне­бюджетных фондов на основе прогноза макроэкономических показателей развития экономики страны; на микроуровне — в процессе разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, состав­ления прогнозных балансов, договоров о совместной деятельно­сти и т. д. Текущий (оперативный) финансовый контроль прово­дится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий. Он предупреждает возмож­ные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевре­менному осуществлению денежных расчетов. Большую роль здесь играют бухгалтерские службы. Последующий финансовый контроль, проводимый путем ревизии и анализа отчетной бю­джетной, финансовой и бухгалтерской документации, призван оценить результаты финансовой деятельности с точки зрения за­конности и эффективности как на макро-, так и на микроуровне.





Методы финансового контроля. Различают следующие мето­ды проведения контроля:

1) документальные и камеральные проверки (в процессе про­ведения проверок на основе отчетной документации и расход­ных документов рассматриваются отдельные вопросы финан­совой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений);

2) обследование (охватывает более широкий спектр финан­сово-экономический показателей обследуемого экономиче­ского субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития);

3) надзор (осуществляется контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает со­блюдение ими установленных правил и нормативов, несоблю­дение нормативов, приводящее к банкротству и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии);

4) анализ финансового состояния (как разновидность фи­нансового контроля предполагает детальное изучение поквар­тальной или годовой финансово-бухгалтерской отчетности в целях общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования);



5) наблюдение (мониторинг) (постоянный контроль со сто­роны кредитора за использованием выданной ссуды и финан­совым состоянием клиента, неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности могут привести к ужесточению условий кредитования либо требованию дол­госрочного возврата ссуды);

6) ревизии (обследование финансово-хозяйственной дея­
тельности экономического субъекта в целях проверки ее за­
конности, правильности, целесообразности, эффективности).
Ревизии проводятся как внутриведомственными контроли­
рующими структурами, так и различными государственными
и негосударственными органами контроля (Департаментом фи­
нансового контроля и аудита Министерства финансов РФ, Каз­
начейством, Центральным банком РФ, аудиторскими службами).
Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого
принимаются меры по устранению нарушений, возмещению ма­
териального ущерба и привлечению виновных к ответственности.


Экономические и политические преобразования в Россий­ской Федерации в начале 1990-х гг. привели к существенной пе­рестройке системы контрольных органов народного контроля, в связи с новой политической властью во главе с президентом возник президентский контроль.

Появились новые органы финансового контроля: Федераль­ное казначейство, Министерство РФ по налогам и сборам, Счет­ная палата, Федеральная служба налоговой полиции и др. Пере­строена структура Министерства финансов России, изменились его функции. Возник аудиторский контроль. Новые формы прио­брели общественный финансовый контроль.



Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям. В частности, по субъектам проведениявыделяют: государственный контроль (президентский, контроль представи­тельных органов власти и местного самоуправления, контроль ис­полнительных органов власти, контроль финансово-кредитных ор­ганов) и ведомственный (структурных подразделений министерств, госкомитетов и других органов государственного управления); него­сударственный (внутренний внутрихозяйственный (внутрифирмен­ный, корпоративный) и внешний аудиторский (независимый, вне­ведомственный).

По сфере финансовой деятельности различают: бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный контроль и контроль за денежной массой.

По форме проведения финансовый контроль делится на: предварительный, текущий (оперативный) и последующий.

Предварительный финансовый контроль проводится до со­вершения финансовых операций и имеет большое значение для предупреждения финансовых нарушений. Примером такого конт­роля на макроуровне является процесс составления и утвержде­ния бюджетов всех уровней и финансовых планов, внебюджет­ных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и разработки макроэкономических показателей развития экономики страны. На микроуровне — это процесс разработки


финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, фи­нансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных ба­лансов, а также учредительных договоров, договоров о совме­стной деятельности и т. д.

Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и т. д.

Последующий финансовый контроль, проводимый путем ана­лиза и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документа­ции для оценки результатов финансовой деятельности хозяйствую­щих субъектов, сопоставления финансовых планов и прогнозов с результатами оценки эффективности осуществления предложен­ной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д.

По методам проведения, т. е. приемам и способам осущест­вления финансового контроля, различают: проверки, обследова­ния, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение (мо­ниторинг), ревизии.

Обследование в отличие от проверки охватывает более ши­рокий спектр финансово-экономических показателей обследуе­мого экономического субъекта для определения его финансово­го состояния и возможных перспектив развития.

Надзор производится контролирующими органами за хозяй­ствующими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Несоблюдение норма­тивов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

Анализ финансовой деятельности как разновидность финан­сового контроля предполагает детальное изучение периодиче­ской или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капита­лом, эффективности его использования.








Сейчас читают про: