double arrow

Виды и система контролирующих органов финансового контроля


Финансовый контроль можно разделить на государственный и негосударственный. Государственный финансовый контроль — это комплексная система контрольных действий органов власти и управления, базирующихся на Конституции РФ и других законах.


Его назначение — отслеживать стоимостные пропорции рас­пределения налогового национального продукта, контролируя все каналы движения денежных потоков, так или иначе связан­ные с формированием государственных финансовых ресурсов (полнотой и своевременностью их поступления, а также с их це­левым использованием).

В Указе Президента РФ в Указе президента РФ от 25.07.1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансо­вого контроля в РФ» (с изм. от 25.07.2000 г., 18.07.2001 г.), ска­зано, что государственный финансовый контроль в РФ включа­ет контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государствен­ных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Цель государственного финансового контроля — максимиза­ция поступления денежных средств в казну и недопущение их не­целевого и неэффективного расходования.

Государственные контролеры прежде всего проверяют соблю­дение финансовой дисциплины, т. е. неукоснительность испол­нения всех установленных предписаний государства в отношении использования государственных средств, включая бюджетные ре­сурсы, внебюджетные фонды, средства Центрального банка, ор­ганов местного самоуправления и т. д. Контролеры имеют право осуществлять ревизии и проверки главным образом в государ­ственном секторе экономики. Сфера частного и корпоративного бизнеса подвержена государственному контролю лишь отчасти, по определенному кругу вопросов: налогообложения, пользова­ния государственными ресурсами.

Негосударственный финансовый контроль включает внутри­фирменный и аудиторский контроль.

Внутрихозяйственный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, филиалов и дочерних предприятий проводится самим предприятием, его экономическими службами и подразделяется на оперативный (текущий) и стратегический.

Аудиторский контроль, возникший в РФ с конца 1980-х гг., — это независимый вневедомственный финансовый контроль, ко­торый проводят как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве


предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные), имеющие любую организационно-право­вую фирму, предусмотренную российским законодательством (кроме акционерного общества открытого типа).

Система органов финансового контроля в экономически раз­витых странах в целом однотипна и включает следующие эле­менты:

1) ведомство главного ревизора — аудитора (счетная палата) с подчинением непосредственно парламенту или президенту страны. Цель этого ведомства — контроль над расходованием государственных средств и государственного имущества;

2) налоговое ведомство с подчинением президенту, прави­тельству либо министерству финансов, контролирующее по­ступление налоговых доходов в государственную казну;

3) контролирующие структуры в составе государственных ве­домств, осуществляющие проверки и ревизии подведомствен­ных учреждений;

4) аудиторские фирмы, осуществляющие на коммерческой основе проверку и подтверждение достоверности отчетной информации и законности финансовых потоков и увеличение прибыли.

В государствах тоталитарного типа с преобладанием государ­ственной собственности государственный финансовый контроль носит глобальный административный характер, преследуя в ос­новном фискальные цели.


Сейчас читают про: