double arrow

Контроль над расчетами с бюджетом и внебюджетными доходами

Целью контроля расчетов с бюджетом и внебюджетными фон­дами является подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности уплаты в бюджет и внебюджетные фонды нало­гов, сборов и платежей. Контроль проводится по каждому виду рас­четов с бюджетом и внебюджетными фондами по направлениям:

1) состояние внутреннего контроля;

2) правильность определения базы для исчисления налога, сбора, платежа;

3) правильность применяемых ставок, льгот;

4) правильность возмещения налога из бюджета;

5) полнота и своевременность перечисления налога, сбора, платежа;

6) правильность составления деклараций, расчетов и иных отчетных документов;

7) правильность оформления первичных документов и отра­жения в учете таких операций. Источниками для проведения контроля являются расчетные

ведомости по начислению зарплаты, учетные бухгалтерские и на­логовые регистры (журналы-ордера, ведомости, карточки по сче­там 68, 69, 90, 70, 76 и т. д., главная книга, баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), учетная политика орга-


низации), расчеты и налоговые декларации по налогам, бухгал­терские справки и т. д.

Контролеру нужно ознакомиться с результатами предыдущих проверок, выяснить, по каким налогам и платежам предприятие или организация ведет расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами. Расчеты с бюджетом ведут на счете 68 «Расчеты с вне­бюджетными фондами», на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

Аналитический учет организуется по каждому налогу, сбору на отдельном субсчете к указанным счетам.

Контролеру следует проанализировать правильность отнесе­ния налогов на соответствующие источники их уплаты (т. е. за счет себестоимости, чистой прибыли, зарплаты персонала).

Так как законодательно закреплено право предприятия учи­тывать реализацию продукции для целей налогообложения двумя способами — «по отгрузке» и «по оплате», контролеру-ревизору следует проанализировать учетную политику субъекта и его право на применение второго способа. Если же предприятие имеет пра­во использовать способ «по оплате», необходимо выяснить точ­ность исчисления налогооблагаемой базы в соответствующем налоговом периоде по налогу на прибыль, НДС, потому что бух­галтерская и налоговая отчетность предприятия не будет совпа­дать. Сумма НДС начисленного, но не оплаченного покупателя­ми учитывается на счете 76, при поступлении оплаты — списывается на счет 68.

Контролю подвергается соответствие данных по аналитиче­ским счетам и данных синтетического учета в главной книге и в от­четности. Выявленные предприятия должны быть отражены в ра­бочей документации ревизора.

Необходимо проверить расходы организации, учитываемые для целей налогообложения прибыли, так как не все расходы учи­тывают для налогообложения либо учитывают в пределах норм. Данный порядок закреплен гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль».

Проверяется порядок учета распределяемых расходов и расхо­дов, подлежащих отнесению в следующих налоговых периодах. Все это существенно влияет на исчисление базы по налогам.

Чаще всего встречаются ошибки в исчислении базы налогооб­ложения, ненадлежащее ведение учета, не обеспечивающее ин­формацией внутренних и внешних пользователей о состоянии расчетов с бюджетом и фондами, нарушение сроков платежей, неправильное применение льгот, имеются случаи сокрытия, за-


нижения выручки от реализации, которая служит базой для исчис­ления налога на прибыль, несоблюдения норматива включения затрат в расходы, учитываемые при налогообложении.

Все нарушения расчетов с бюджетом и внебюджетными фон­дами ведут к применению к организации финансовых санкций в виде штрафов, пеней, неустоек, правильность расчетов которых также является объектом контроля.


Сейчас читают про: