double arrow

Факторы и принципы развития логистики

Рис. 2. Пирамида полной стоимости фирмы

Рис. 1. Логистический треугольник

Широкое толкование логистики соответствует сложным процессам и явлениям, происходящим в современной экономике, и поэтому представляется актуальным и перспективным построение универсальной логистической концепции, основными постулатами которой являются следующие положения:

- объекты исследований и преобразований в логистике – материальные, информационные, сервисные, финансовые и другие потоки в различных системах;

- цель исследований и разработок – оптимизация соответствующих потоков путем поиска и максимальной мобилизации имеющихся резервов;

- оптимизация потоковых процессов ведется с позиции системы как единого целого;

- базовым инструментом логистической оптимизации потоковых процессов служит теоретический аппарат ряда фундаментальных и прикладных наук.

Предметом логистики является анализ и совершенствование методов управления различными потоками в пространстве и времени. Логистика относится к ключевым видам деятельности компании наряду с производством и маркетингом. М.Портер разработал пирамиду полной стоимости фирмы, в которой определил место логистики в организации (рис. 2).

* Внешняя логистика осуществляет закупки необходимых ресурсов, их транспортировку на предприятие, обработку заказов потребителей, распределение и доставку готовой продукции в торговую сеть в соответствии с потребительским спросом.

** Внутренняя логистика занимается приемом материальных ресурсов, их складированием, хранением, транспортировкой на производственные участки, составлением транспортного расписания и планированием потребности в закупаемых материалах.

В начале ХХI века ученые стали говорить о логистизации, под которой понимается тотальная организация логистических систем в экономике. Важнейшим условием оптимизации данных систем является соблюдение организационного, технологического, экономического и информационного единства потоковых процессов. Для повышения эффективности их исследования ученые выделяют взаимосвязанные области, которые составляют иерахическую структуру теории логистики.

Металогистика - изучает совокупность потоков жизнедеятельности общества, определяет оптимальные цели и приоритеты его развития.

Мезологистика - изучает логистическую деятельность отраслей национального хозяйства и экономических регионов.

Макрологистика – проводит исследования внешней среды организации, разрабатывает методы координации работы поставщиков, производителей, перевозчиков и потребителей, оптимальной организации складского и транспортного процессов, а также распределения готовой продукции.

Микрологистика – занимается анализом внутренней среды организации, разрабатывает методы решения проблем планирования, подготовки, реализации и контроля процессов перемещения материальных и сопутствующих потоков внутри организации.

По оценкам специалистов, широкое внедрение концепции логистики позволяет сократить время продвижения товара на 25-30%, снизить уровень товарных запасов на 10-20%, количество нарушений сроков поставки - на 30-50%. Экономический эффект от применения логистического подхода к управлению предприятием достигается за счет снижения уровня материальных запасов и затрат на их содержание, оптимизации маршрутов движения транспорта и сокращения транспортных расходов, оптимизации количества складов, повышения эффективности производства продукции, оптимизации сервиса и улучшения информационно-финансового обеспечения логистической деятельности. Как показывает зарубежный опыт, сокращение на 1 % удельных расходов на выполнение логистических функций обеспечивает организации эффект, равный эффекту от увеличения объема реализации ее продукции на 10 %. Успешная реализация логистического подхода к управлению материальными и информационными потоками, по некоторым оценкам, позволяет организациям более, чем на 40 % увеличить свою прибыль.

В современных условиях логистика приобретает статус концептуальной стратегии управления общественным развитием и научно-техническим прогрессом, поскольку по заявлению американского специалиста Д. Уотерса «без логистики никакие материалы не перемещаются, никакие операции не выполняются, никакие продукты не доставляются и никакие потребители не обслуживаются».

По мнению американского ученого И. Стингерса, «существуют явления необратимые, которые несут в себе стрелу времени». Такие явления в мировой экономике способствовали ускоренному развитию логистики. К ним относятся:

- глобализация рынка и рыночных отношений между странами;

- распространение философии маркетинга и всеобщего управления качеством;

- прогресс в информационных и компьютерных технологиях;

- развитие локальной конкуренции, вызванное переходом от «рынка продавца» к «рынку покупателя», т.е. ориентация на спрос потребителей;

- давление фактора затрат на производство и сбыт продукции;

- энергетический кризис, "тарно-упаковочная" и "складская" революции;

- унификация правил и норм по поставке товаров во внешнеэкономической деятельности;

- рост международной конкуренции, партнерства и стратегических союзов.

Развитие логистики привело к формированию инновационной концепции «глобальной логистики», под которой понимается стратегия и тактика создания устойчивых макрологистических систем, связывающих бизнес-структуры различных стран на основе разделения труда и партнерства в форме договоров и общих планов развития, поддерживаемых на государственном уровне.

Глобальная логистика является важнейшим стратегическим инструментом в обеспечении конкурентных преимуществ на мировом рынке сбыта продукции. Успех достигается за счет следующих задач:

1. Реализация концепции гибкого производства, способствующей быстрой адаптации производителей к рыночной конъюнктуре с учетом требований потребителей.

2. Сокращение времени на реализацию основных логистических циклов: "закупки-производство-распределение".

3. Развитие транснациональных логистических систем для более свободного перемещения товаров, капитала и информации.

4. Снижение уровня запасов и общих логистических издержек.

5. Внедрение современных компьютерных и информационных технологий, обеспечивающих повышение эффективности логистической системы.

Зарубежный опыт показывает, что ведущие мировые компании делают акцент на стратегическую логистику, которая находится за пределами собственно деловой структуры, чтобы иметь возможность охватывать поставщиков, посредников и заказчиков. Стратегическая логистика определяется как использование логистической компетентности и многоканальных партнерских отношений для достижения конкурентных преимуществ. Организация, обладающая стратегическими способностями, сначала поручает выполнение логистических обязанностей контрагентам, а затем выполняет свои собственные действия с большей точностью. Эффективная стратегическая логистика требует объединения действий компаний с ключевыми поставщиками товаров и услуг в масштабе всей отрасли. Организации, использующие логистику как основу корпоративной стратегии, делают многие вещи иначе. Во-первых, они стремятся использовать логистическую компетентность для получения и удержания конкурентного преимущества, во-вторых, стремятся оптимизировать добавленную стоимость на продукт или услугу, и наконец, эти организации используют все средства для достижения цели, формируя стратегические союзы со своими поставщиками, потребителями и логистическими посредниками.

Основными принципами, способствующими развитию логистики являются:

1. Устойчивость - сбалансированность производства и распределения товаров.

2. Гибкость - возможность внесения изменений в производственную программу выпуска продукции и графики закупки материалов.

3. Оптимальность – соблюдение критерия минимума общих логистических затрат управления материальными и сопутствующими потоками.

4. Надежность в обеспечении материальными ресурсами (МР) и готовой продукции (ГП).

5. Высокое качество обслуживания потребителя.

6. Моделирование и информационно-компьютерная поддержка логистического процесса.

Методы реализации данных задач и принципов обсуждаются на всемирных, европейских и российских конгрессах и форумах по логистике, которые проводятся под различными девизами, например, "Логистика объединяет людей, рынки и материки", "Логистический вызов - лучше, быстрее, дешевле!", "Пусть отстающий станет первым, чтобы служить последнему". Содержание данных девизов подтверждает значение логистики как теории и практики управления логистическими процессами в экономике.


Сейчас читают про: