Ключевые логистические функции
Наименование | Содержание |
Поддержание стандарта обслуживания потребителей | Обеспечение заданного уровня качества товаров и послепродажный сервис |
Управление заказами | Определение порядка получения и обработки заказов |
Управление закупками | Выбор поставщиков, планирование потребности в ресурсах, определение сроков и объемов поставки |
Транспортировка | Выбор перевозчика, экспедитора и вида транспорта |
Управление запасами | Оптимизация уровня запасов в логистической системе |
Управление производственными процессами | Оперативное планирование, сокращение длительности производственного цикла |
Ценообразование | Формирование цены готовой продукции на основе логистических издержек |
Дистрибьюция | Физическое перемещение и хранение готовой продукции в товаропроводящих структурах производителей и/или посредников |
К поддерживающим логистическим функциям относятся:
- складирование - определение числа, типа и дислокации складов, их площади и выбор складского оборудования;
|
|
- грузопереработка - перемещение ресурсов и готовой продукции на складе, их размещение на стеллажах, комплектование грузов по заказам;
- защитная упаковка, обеспечивающая сохранность грузов;
- обеспечение возврата товаров, которые не удовлетворяют потребителей или не прошли гарантийного срока службы;
- обеспечение запасными частями и сервисное обслуживание;
- сбор вторичных ресурсов - отходов производственного потребления;
- информационно-компьютерная поддержка - обработка информации о движении потоков, их учет, анализ и контроль.
Совокупность взаимосвязанных операций и функций, используемых при управлении материальными и сопутствующими потоками, называется ключевым бизнес-процессом (циклом, подсистемой). Персонал логистического менеджмента учитывает и контролирует общие издержки и время исполнения заказа в каждом бизнес-процессе логистической системы предприятия.
Под логистической системой (ЛС) понимается сложная динамическая структурированная система управления материальными и сопутствующими потоками, состоящая из взаимосвязанных элементов, подчиненных целям организации бизнеса. По уровню управления - выделяют глобальные, макро- и микрологические системы. К глобальным логистическим системам относятся:
- транснациональные ЛС, формируемые на уровне страны в целом;
- мультинациональные ЛС, охватывающие несколько стран.
Макрологистическая система функционирует на уровне территориального образования отдельной страны. Выделяют районные, областные, краевые, региональные и республиканские макрологистические системы. В соответствии с объектом управления они делятся на отраслевые, торговые и транспортные системы. Микрологистическая система относится к конкретному предприятию. Различают внутрипроизводственные, внешние и интегрированные микрологистические системы. Внутрипроизводственные ЛС предназначены для совершенствования управления материальными потоками в цикле производства продукции в пределах рабочего места, участка и цеха. Внешние ЛС оптимизируют управление различными потоками в циклах закупок, транспортировки, складирования материалов и распределения готовой продукции вне производственного цикла. Интегрированная микрологическая система объединяет внешние и внутрипроизводственные ЛС. Формирование такой системы является главной задачей персонала логистического менеджмента в организации.
|
|
Основными элементами логистической системы являются: звено, цепь, канал и сеть. Звено логистической системы - экономически и/или функционально обособленный объект, реализующий определенные логистические операции или функции. В качестве звеньев логистической системы выступают поставщики материальных ресурсов, производственные, транспортные, экспедиционные, страховые и торговые фирмы, биржи, банки, инвестиционные и венчурные компании, таможня, а также организации информационно-компьютерного сервиса и связи. Различают три типа звеньев: генерирующие, преобразующие и поглощающие материальные и сопутствующие потоки. Если звено логистической системы генерирующего типа, то имеется только выходной поток, если же - поглощающего типа, то отсутствует выходной поток. Логистическая цепь - это линейно упорядоченное множество звеньев логистической системы, осуществляющих логистические функции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы к другой. Логистический канал - это частично упорядоченное множество звеньев логистической системы, включающее в себя все логистические цепи или их участки, проводящие материальные потоки от поставщиков ресурсов, необходимых для производства конкретной продукции до ее конечных потребителей. Логистическая сеть - полное множество ЗЛС, взаимосвязанных между собой по материальным и сопутствующим им информационным и финансовым потокам.
Процесс формирования логистических систем завершается расчетом показателей, связанным с ее функционированием: затрат и эффективности. Каждой логистической операции соответствуют определенные издержки, которые несут конкретные звенья ЛС. Сумма всех затрат составляет общие логистические издержки данной логистической системы:
С общ = С зак + С тр + С пр + С уз + С скл + С рт + С ифо + С уп,
где: Сзак - затраты на закупку материальных ресурсов; Стр - расходы на транспортировку; Спр – производственные издержки; Суз - затраты на управление запасамиматериальных ресурсов и готовой продукции; Сскл – расходы на складирование; Срт – издержки на распределение товаров; Сифо - затраты на информационно-финансовое обслуживание; Суп - управленческие расходы.
Интегрированный подход к развитию логистики изменил концепцию ее затрат: сначала определяют объем и характер работы логистической системы, а потом затраты, связанные с ее выполнением. В данной концепции получил развитие новый подход к расчету издержек, заключающийся в разработке миссий, т. е. определении целей, которые должны быть достигнуты ЛС в рамках новой рыночной ситуации. При калькуляции и анализе издержек по миссиям учитываются затраты, связанные только с выполнением конкретной миссии, т. е. ориентированы на конечный результат. Критерий минимума общих логистических затрат является основным при оптимизации логистической системы. Для снижения общих логистических издержек необходимо оптимизировать:
|
|
- количество логистических посредников;
- время и маршрут движения материальных потоков;
- уровень запасов товарно-материальных ценностей;
- нормы расхода материальных ресурсов и нормы времени на изготовление продукции;
- организацию производства и распределения готовой продукции;
- риски логистической деятельности;
- организационную структуру управления фирмы.
Минимизация общих логистических затрат приведет к повышению прибыли организации и ее конкурентоспособности, а также росту эффективности ЛС. Под ней понимается обеспечение необходимого уровня сервиса поставок товаров на потребительский рынок. Сервис поставок характеризуется рядом параметров, которые должны соответствовать критериям эффективности логистической системы, представленным в табл. 3.
Таблица 3