Логистические информационные системы

Рис. 5. Логистическая иерархия в интегрированной логистике

Логистическая стратегия

 
 


Логистические концепции и технологии

 
 

Логистические информационные системы

 
 

Ключевые бизнес-процессы

 
 

Логистические операции и функции

Логистическая стратегия представляет собой комплекс стратегических решений, способствующих оптимизации спроса и предложения товаров данной организации и созданию конкурентных преимуществ высшего порядка. Не случайно девиз совершенной стратегии логистики – «обязательно, своевременно и точно».

Разработка логистической стратегии осуществляется поэтапно. На первом этапе оценки позиционируется логистическая стратегия по отношению к миссии и корпоративной стратегии организации на рынке, а также детально оценивается связь с ее маркетинговой и производственной стратегией.

На втором этапе подбираются и анализируются возможные стратегические решения на уровне предприятия в целом и ее структурных подразделений. На третьем этапе устанавливаются приоритеты и выбирается наиболее эффективная логистическая стратегия на основе следующих критериев:

а) снижение общих логистических затрат в процессе производства, складирования и транспортировки продукции;

б) минимизация инвестиций в логистическую систему путем использования складов общего пользования и логистических посредников;

в) повышение качества продукции, сертифицированной стандартом ISO 9002 и улучшение логистического сервиса, способствующие повышению прибыли предприятия и его репутации на рынке.

Одним из важных стратегических решений является формирование и внедрение логистических информационных систем.

Построение информационной системы логистики должно быть индивидуальным в зависимости от количества задач и структуры организации. При этом под информационной системой понимают систему сбора, хранения, накопления, поиска и передачи данных, применяемых в процессе управления. Рекомендуется всю логистическую систему рассматривать как совокупность функционально ограниченных подсистем, функционирование которых обеспечивается информацией на уровне ее собственных информационных подсистем. Основной целью создания информационной системы в организации является обеспечение ее конкурентоспособности в сложных рыночных условиях. Потребителями информационной системы в организации являются: подразделения маркетинга, логистики, склад, разработчики изделий и технологий, управленческий персонал. К внешним потребителям относятся: потребители продукции, поставщики сырья и материалов, посредники, предприятия-конкуренты, инвесторы, рекламодатели.

Основные принципы построения любой информационной системы:

- иерархия - подчиненность задач и использования источников данных;

- принцип агрегированности данных - учет запросов информации с разных уровней управ-

ления;

- избыточность - построение с учетом не только текущих, но и будущих задач;

- адаптивность к изменяющимся запросам;

- согласованность и информационное единство - исключение возможности несогласован-

ных действий и вывод неправильной информации;

- открытость системы (для пополнения данных).

Эффективность логистики зависит и от уровня развития логистической информационной системы (ЛИС). Она представляет собой совокупность информационных потоков, циркулирующих внутри и между элементами логистической системы, а также между нею и внешней средой. Именно информация приводит в действие логистическую систему, обеспечивая ей гибкость, открытость и согласованность управляющих решений, принимаемых на различных стадиях движения материального потока. Логистические информационные системы делятся на три группы:

1. Плановые ЛИС – создаются на административном уровне управления и служат для принятия решений стратегического характера. С их помощью осуществляется планирование производства, общее управление запасами, управление данными и оптимизация звеньев логистической системы предприятия.

2. Диспозитивные (диспетчерские) ЛИС создаются на уровне управления цехом или складом с целью управления запасами на местах складирования, отбора товаров по заказам клиентов, их комплектации и отгрузке потребителям.

3. Исполнительные ЛИС создаются на уровне оперативного управления. Они позволяют получать информацию о движении грузов в реальном масштабе времени и своевременно принимать управленческие решения в случае сбоя в логистической системе. Инвестиционные вложения в создание и развитие логистической информационной системы, как правило, окупаются за короткий период времени (до года). Текущие издержки функционирования данной системы невелики по сравнению с теми выгодами, которые получают ее пользователи на различных уровнях управления предприятием. Логистическая информационная система может работать в нескольких режимах: обучающем, информационно-справочном, расчетно-аналитическом, советующим (выдается несколько решений на основе формализованных и интуитивных методов) и оптимизационном. Для реализации данных режимов в состав математического обеспечения ЛИС включаются следующие аналитические модели:

- факторного анализа экономических и финансовых показателей;

- обобщения информации - для построения интегральных показателей финансово-хозяйственной деятельности организации;

- прогноза - используется для определения вариантов развития предприятия;

- имитации и принятия оптимальных решений в логистической системе.

В организационном плане ЛИС представляет собой совокупность программных модулей или подсистем (табл. 4).

Таблица 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: