double arrow

Рынок и цены


Рыночные механизмы: ценообразование и конкуренция

Схема рыночных взаимодействий в экономике: поток товаров и доходов

Современная экономика — это постоянное движение массовых потоков товаров, денег и доходов, перемещающихся навстречу друг другу. Товары производятся и доставляются в самые отдаленные точки, где люди способны противопоставить им либо другие товары, либо денежные доходы, полученные от продажи своих товаров. Эти потоки перемещаются навстречу друг другу с целью взаимного обме­на. Если их количественные и качественные параметры совпадают и соответствуют потребностям людей — их обмен состоится. Одни участники процесса обмена получат необходимые им товары, а дру гие — денежный эквивалент этих товаров, доход от продажи произ­веденных и доставленных потребителям товаров. Состоявшийся об­мен не означает, что процесс завершился. Он прошел лишь одну, хо­тя и весьма важную стадию для того, чтобы дать импульс новому потоку товаров, денег и доходов. Ведь в товарных потоках перемеща­ются потребительские товары повседневного спроса людей и капи­тальные товары, ресурсы производственного назначения, необходи­мые для изготовления новых продуктов индивидуального спроса. Непрерывность и масштабность этих процессов может продолжать­ся лишь при условии, когда им противостоят не менее масштабные потоки денежных доходов, сформировавшиеся в относительно обо­собленные рынки денег и ценных бумаг. По существу это единый поток, но каждый вид товаров — это относительно обособленный рынок.

Рыночная система функционирует, во-первых, как механизм учета многочисленных решений, принимаемых собственниками то­варов, денег и доходов. Во-вторых, рыночная система одновременно выступает и механизмом осуществления этих решений в процессе движения потоков товаров и денежных доходов.

Собственники, производители и потребители в рыночной систе­ме «общаются » на языке цен, прибылей и убытков и с его помощью решают общие для всей экономики проблемы: ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить. Механизм формирования цен — это процесс взаимодействия производителей и покупателей товаров, предложе­ния и спроса. Цена представляет собой денежное выражение стои­мости любого товара, ресурса или услуги. Она уравновешивает их предложение и спрос, диктует количество и качество, уровень затрат при выпуске и технологии собственно выпуска. Если на рынке коли­чество какого-либо товара превышает спрос на него, то цена снижа­ется, нормируя предложение. Высокие цены служат сигналом недос­таточного предложения, и производство недостающих товаров уве­личивается до момента наступления равновесия спроса и предложения. Излишек тех или иных товаров на рынке вынуждает их собственников снижать цены, чтобы продать, а снижение цен — непререкаемое свидетельство необходимости сокращения выпуска этих товаров. Такой механизм ценового равновесия спроса и предло­жения способен регулировать все рынки, определять цену потреби­тельских товаров, капитальных ресурсов, земли и недвижимости. Даже различные виды человеческого труда, интеллекта, знаний, об­разования и квалификации имеют свою цену, именуемую заработной платой. Рынок земли, недвижимости и капиталов — это сфера рынков экономических ресурсов, факторов производства. Каждый вид ресурса имеет свою цену и при наличии спроса и использования их в производстве приносит их владельцам доходы в виде ренты на землю, арендной платы от недвижимости, процентов (прибыли) на капитал. «Монархом» здесь выступают деньги: они предстают в фор­ме доходов и опосредуют движение товарных потоков в виде потре­бительских благ и производственных ресурсов; наконец, именно деньги в ценовой форме обеспечивают сбалансированность всех экономических потоков. Ведь в этих потоках все имеет цену и соиз­меряется в деньгах. Движение цен, их повышение или снижение — это уникальный способ коммуникации. Он без каких-либо затрат, издержек и необычайно быстро распространяет информацию, важ­нейшие сведения, необходимые для людей в мире экономики. Опе­ративная, обширная и в то же время компактная информация, со­держащаяся в ценах, свидетельствует о дефицитности или перепол­ненности рынков товаров и ресурсов. Уровень рыночных цен содержит более чем полную информацию об издержках производст­ва любого товара или ресурса, об их качестве и количестве, о техно­логиях выпуска и перспективах на будущее.

Именно рыночные цены выступают либо вознаграждением за трудовые усилия или успехи в предпринимательстве; либо беспо­щадным наказанием за неудачный выбор или просчет в экономиче­ских решениях. Цена зачастую оказывается единственным арбитром и свидетелем убытков и банкротства. Независимо от того, нравится это кому-то или вызывает много отрицательных эмоций, цены, деньги и определяемые ими доходы выступают наиболее сильной и безальтернативной мотивацией человеческого поведения в мире экономики.

Рыночная конкуренция — это другая сторона механизма рыночной системы. Как и ценообразование, конкуренция является «собира­тельным», многосложным процессом регулирования потоков това­ров, денег и доходов. В этой связи ее чаще всего отождествляют с борьбой «фурий частного интереса». Основанием для суждений та­кого рода служит то, что в данной формуле воплощена мотивация экономического поведения людей в рыночной системе. Однако это далеко не полная характеристика конкуренции. Рынок и конкурен­ция в значительной степени синонимы: одно без другого не сущест­вует.

Более того, содержание конкуренции раскрывается в понятиях «конкурентного и неконкурентного » рынков. Конкуренция или конкурентный рынок — это невозможность влияния на уровень це­ны ни одним из многочисленных участников рыночного процесса: попытка повысить цену завершается невозможностью продать това­ры; а искусственное снижение цен приносит убытки и затрудняет возмещение издержек. На конкурентном рынке ни один покупатель или продавец не способны повлиять на спрос и предложение таким образом, чтобы, изменяя количество товаров, повышать их цену и собственные доходы. Масштабность, массовость и насыщенность рыночных потоков такова, что любой его участник предоставляет по существу мизерную долю любого товара или дохода, так что влиять на цены или на количественные параметры потоков практически не­способен. В этом смысле конкуренция выступает своеобразным ре­гулирующим механизмом рынка. Возможности участия в этом про­цессе определяются чисто экономическими факторами: наличием (или отсутствием) возможностей для снижения издержек производ­ства; применением более совершенных технологий; улучшением ка­чества работ, продуктов, услуг.

В этом смысле справедливо классическое утверждение о том, что только рыночная конкуренция может быть процессом открытия но­вых возможностей, которые без обращения к ней оставались бы не­использованными в экономике. Только этот процесс позволяет от­крыть новые и более дешевые товары и способы их производства, более прогрессивные технологии и способы обслуживания. В конку­рентном процессе успех может быть обеспечен лишь тому его участ­нику, кто сумеет обнаружить едва обозначенные контуры новых тех­нологий производства, потребность в новых продуктах, использует не замеченную другими разницу между нынешними ценами факто­ров производства и будущими ценами товаров, которые могут быть произведены с их помощью. Участники конкуренции постоянно ре­шают своеобразную дилемму: либо приложить огромные усилия, чтобы «вписаться» в виражи прогресса и опередить тех, кто добился успехов, либо смириться с потерей доходов. В этом одна из причин неприязни людей к рынку и конкуренции.

Действительно, этот процесс содержит и разрушительный им­пульс, поражая прежде всего неэффективные, не способные конку­рировать виды экономической деятельности. Тем самым создается своеобразное экономическое принуждение, для постоянной под­держки высокой деловой активности, и поиска новых возможностей роста и совершенствования.


Сейчас читают про: