double arrow

Несовершенства рыночной организации хозяйства

Парадокс конкуренции. Неконкурентный рынок. Монополия

Своеобразным парадоксом экономического противостояния вы­ступает возможность перерождения конкуренции в свою противопо­ложность — монополию. Успех в конкурентном противостоянии, экономические прибыли, технические новшества и растущие мас­штабы выпуска при снижающихся издержках — вот главные слагае­мые монопольного захвата ведущих позиций в отрасли и на рынках сбыта. Внешним проявлением неконкурентной ситуации выступают первоначально расширение масштабов, а затем контроль объема предложения с помощью рыночных цен, принудительно устанавли­ваемых в интересах монополиста. Неконкурентные рынки формируются также в форме так назы­ваемых естественных монополий. Это относится к рынкам уникаль­ных сырьевых ресурсов, собственность которых монополизирована в руках государства или частных владельцев. Рынками естественных монополий выступают также такие отрасли, как коммунальное хо­зяйство, энергетические системы, отрасли связи и т.п., где конку­ренция нецелесообразна и цены устанавливаются по принципу «со­циальной целесообразности».

Представленная в данной главе модель рыночной системы — лишь первое приближение к пониманию того, как функционируют ее важнейшие механизмы. Более того, в реальной действительности даже тех стран, где эта модель традиционна и функционирует не­сколько столетий, она не считается идеальной. Любое описание ры­ночной системы служит своеобразным эталоном, к которому должна

стремиться реальная экономика, идеология которой не ограничива­ет прав экономической свободы и инициативы людей, выбора ими сферы приложения труда в соответствии с вознаграждением.

Главный мотив экономического поведения людей в мире эконо­мики был и остается личный доход. В этом смысле рыночная систе­ма оказалась наиболее приспособленной для сочетания личных и общественных экономических интересов.

Однако и эта система способна функционировать лишь при на­личии определенных условий, создаваемых государством. К ним от­носятся:

— законодательное определение прав собственности на эконо­мические ресурсы и механизмов их осуществления;

— защита свободы индивидуального выбора людьми той или иной сферы приложения труда, знаний, опыта, интеллектуальной и иных форм собственности в сферах, разрешенных законом;

— гарантия приоритетов личных интересов и экономической мо­тивации законного получения доходов в соответствии с результата­ми хозяйственной деятельности;

— использование конкурентного механизма цен, прибылей и убытков, ограничение монопольных тенденций как в государст­венном, так и негосударственном секторах экономики;

— осуществление социальной политики защиты населения с низкими доходами;

— поддержание стабильности, эффективного и устойчивого рос­та хозяйственных единиц как в государственном, так и негосударст­венном секторе экономики.

Вмешательство государства в экономику необходимо также в тех случаях, когда по различным причинам рыночная конкуренция и свободное ценообразование неуместны, не достигают цели или не дают удовлетворительного решения существующих проблем. При­мером могут служить сферы совокупного социального или муници­пального потребления (общественный транспорт, охрана общест­венного порядка, оборона, обслуживание крупных инфраструктур­ных систем, таких как энергетика, водоснабжение, связь и т.д.).


Сейчас читают про: