Правовым обеспечением налогового прогнозирования и планирования выступает совокупность правовых норм налогового и бюджетного права.
Налоговое право — это совокупность юридических норм, устанавливающих виды налогов в государстве, порядок их взимания и регулирующие отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств. Является институтом финансового права.
Бюджетное право — это часть финансового права, его ведущий институт, совокупность устанавливаемых государством общеобязательных норм, определяющих основы бюджетного устройства страны и регулирующих общественные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств, которые сосредоточиваются в различных звеньях бюджетной системы, составления, рассмотрения, утверждения и исполнения государственного бюджета и бюджетов, входящих в бюджетную систему государства.
По характеру регулируемых отношений нормы бюджетного права подразделяются на материальные и процессуальные.
Материальные нормы бюджетного права устанавливают бюджетное устройство и бюджетную систему в России, состав доходов и направление расходов бюджетной системы, полномочия по получению бюджетных доходов и т.д.
Процессуальные нормы бюджетного права имеют процедурный характер и регламентируют бюджетный процесс как процедуру составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов и отчетов об их исполнении.
В сфере прогнозирования и планирования налоговых доходов бюджета происходит тесное взаимодействие налогового и бюджетного права как составных частей финансового права. Однако налоговое право не является элеменом бюджетного права и наоборот. Бюджетное законодательство лишь предопределяет наличие налоговых норм.
Источниками налогового и бюджетного права, составляющими систему правового обеспечения налогового прогнозирования и планирования, являются:
- Конституция Российской Федерации;
- постановления и определения Конституционного суда Российской Федерации (КС РФ);
- постановления и определения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации;
- решения Пленумов Верховного суда Российской Федерации (ВС РФ) и Высего Арбитражного суда Российской Федерации (ВАС РФ);
- решения ВС РФ;
- решения ВАС РФ;
- законодательство о налогах и сборах;
- бюджетное законодательство.
В систему законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства входят:
- Налоговый и Бюджетный кодексы;
- соответствующее законодательство субъектов РФ, состоящее из законов и иных нормативных правовых актов в налоговой и бюджетной сфере, принятых законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации;
- нормативные правовые акты в указанных сферах, принятые представительными органами местного самоуправления.
Кроме того, элементами системы правового обеспечения налогового прогнозирования и планирования являются:
- указы и распоряжения Президента РФ;
- постановления и распоряжения Правительства РФ;
- постановления, приказы, распоряжения и письма государственных органов, осуществляющих деятельность в сфере налогового прогнозирования и планирования.
К источникам налогового и бюджетного права также относятся акты других отраслей законодательства, если они содержат правовые нормы, применяемые к налоговым и бюджетным отношениям. Значительную регулирующую функцию выполняют акты не законодательного характера, но имеющие юридическую силу в результате их утверждения правомочными органами: двусторонние договоры и соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.
Признаками легитимности подзаконных нормативных правовых актов являются:
- соответствие компетенции принявшего его государственного органа;
- соответствие установленному порядку принятия такого рода документов;
- отсутствие факта изменения содержания и объема прав и обязанностей участников правоотношений;
- отсутствие изменения порядка и условий реализации прав и исполнения обязанностей участниками правоотношений;
- отсутствие факта изменения вида и размера ответственности за правонарушения, порядка и оснований привлечения к ответственности;
- отсутствие в акте противоречий общим началам или буквальному смыслу соответствующего законодательства (Налогового и Бюджетного кодексов).