double arrow

Теоретические основы формирования информационной базы для анализа, прогнозирования и планирования налоговых поступлений


Тема 2. Информационная база для анализа, прогнозирования и планирования налоговых поступлений.

2.1. Теоретические основы формирования информационной базы для анализа, прогнозирования и планирования налоговых поступлений.

2.2. Налоговая отчетность – основная часть информационной базы для анализа прогнозирования и планирования.

2.3. Структура аналитической записки.

Этап сбора информации о развитии объекта прогнозирования и прогнозного фона в прошлом — один из самых сложных и ответственных. Особая значимость этапа связана с его определяющим воздействием на качество прогноза. Нельзя ожидать получения объективного описания будущего от прогноза, полученного на основе недостоверной, неполной информации.

По назначению в процессе управления экономикой информация подразделяется на управляющую и осведомляющую.

Управляющая информация состоит из доводимых до сведения исполнителей решений либо в форме прямых приказов, плановых заданий, либо в форме экономических и моральных стимулов, мотивирующих поведение исполнителей.

Осведомляющая информация выполняет в экономической системе функцию обратной связи и связи с внешней средой (это учетно-статистическая информация, результаты мониторинга ситуации и т.п.).




Для разработки прогноза наибольший интерес представляет осведомляющая информация.

Требования к информации, используемой в экономическом прогнозировании:

- релевантность — используемая ретроспективная информация должна отражать непосредственно анализируемые стороны деловой деятельности исследуемых объектов в соответствующие периоды времени;

- надежность и точность — используемая информация должна обеспечивать объективное описание изучаемых характеристик с заданной степенью точности;

- сопоставимость — данные должны сохранять возможность их сопоставления (во времени и в пространстве) и «приведения к общему знаменателю» в ситуациях, характеризующихся изменениями в методологии измерений и корректировкой состава анализируемых переменных;

- репрезентативность (представительность) — выборка должна быть организована таким образом, при котором она полностью и адекватно представляет изучаемые свойства всей анализируемой совокупности.

Качество исходной информации оценивается также показателем полноты информации, который следует рассматривать во временном и содержательном аспектах. Во временном аспекте этот показатель отражает корректность использования ретроспективной информации для разработки прогноза. В содержательном аспекте полнота информациии означает ее достаточность для содержательного описания сущности прогнозируемого события, ее наличие за каждый выделенный временной промежуток ретроспективного периода на каждую рассматриваемую дату.



Всем вышеперечисленным признакам и требованиям соответствует информация, используемая в налоговом прогнозировании и планировании.

Информационная база для целей прогнозирования, планирования и анализа налоговых поступлений содержит: данные об объеме поступлений налогов и сборов по уровням бюджетной системы, видам налогов, отраслям, задолженности по налоговым платежам, пеням и налоговым санкциям в разрезе видов налогов, данные о результатах реструктуризации задолженности в федеральный бюджет по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям. Информационной базой служат основные формы налоговой отчетности ФНС России, Налоговый паспорт субъекта Российской Федерации, основные формы аналитических таблиц в разрезе налогов и в разрезе налоговых поступлений в федеральный, региональный и местные бюджеты, а также по структуре задолженности.

Деятельность налоговых органов по формированию информационного массива данных о налоговых поступлениях и налогоплательщиках должна отвечать следующим основным требованиям:

- непрерывность — данное требование предполагает необходимость обеспечения постоянного сбора, регистрации и обработки всей поступающей в налоговый орган информации, периодического обновления массива информации;

- систематизация — необходимость упорядочения данных по определенным признакам: отдельным налогоплательщикам или их группам (по формам собственности, отраслевому признаку, крупным, средним, малым предприятиям), видам налогов и специальных налоговых режимов;



- полнота — наличие массива информации, достаточного для принятия обоснованных решений;

- достоверность — обеспечение надежности источников, проведения предварительного анализа поступающей в налоговый органи информации на предмет ее соответствия реальным показателям предпринимательской деятельности налогоплательщиков посредством сопоставления с данными, полученными из других внутренних и внешних источников;

- организация рациональной системы сбора, обработки и хранения информации с использованием современных электронных средств.

Информационная база налоговых органов строится на систематизированных сведениях, регулярно получаемых как из внутренних, так и из внешних источников.

К информации из внутренних источников относится иформация, получаемая налоговым органом от налогоплательщиков и из собственных структурных подразделений в процессе выполнения функций по налоговому администрированию, либо из других источников, входящих в структуру ФНС России:

- налоговая и бухгалтерская отчетность налогоплательщиков;

- информация структурных подразделений налогового органа (например, информация, предоставляемая отделу учета, отчетности и анализа другими отделами налогового органа: отделами камеральных и выездных налоговых проверок, отделом работы с налогоплательщиками, отделом урегулирования задолженности и др.);

- информация внутриведомственной статистической налоговой отчетности, предоставляемая вышестоящим налоговым органам;

- аналитическая информация о налоговых поступлениях.

К информации из внешних источников относятся следующие виды информации:

- нормативно-правовая;

- социально-экономическая;

- информация о нарушениях налогоплательщиками налогового и иного законодательства, о банковских счетах и иные виды информации, получаемые налоговыми органами от других органов исполнительной власти, банков и прочих кредитных организаций, средств массовой информации и т.д.

Результаты анализа могут оформляться в виде аналитической записки с приложением аналитических таблиц, использованных при ее подготовке (динамика ВВП, динамика количества убыточных предприятий и сумма убытка по ним, динамика дебиторской и кредиторской задолженности, поступления налогов и сборов, структур поступлений по видам налогов и сборам и т. д.).

2.2. Налоговая отчетность – основная часть информационной базы для анализа прогнозирования и планирования.

Анализ налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации основывается на информационной базе, содержащей данные об объеме поступлений, налогов и сборов по уровням бюджетной системы, видам налогов, отраслям, крупнейшим налогоплательщикам, задолженности по налоговым платежам, пеням и налоговым санкциям в разрезе видов налогов, отраслей в целом по Российской Федерации (субъекту РФ), данные о налоговой базе основных видов налогов, о результатах реструктуризации задолженности в федеральный бюджет по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям, об итогах работы по принудительному взысканию задолженности и другие, с использованием различных статистических показателей, позволяющих полнее раскрыть суть исследуемого вопроса.

Информационной базой служит налоговая отчетность по каждому отдельно взятому налогу, а также статистическая налоговая отчетность.

Анализ налоговых поступлений осуществляется по данным месячной, квартальной и годовой статистической налоговой отчетности, утверждаемой ФНС России и, по состоянию на 01.01.2010 года, содержащей следующие формы:

- форма № 1-НМ «Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации» (ежемесячная);

- форма № 1-НОМ «Отчет о поступлении налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации по основным видам экономической деятельности» (полугодовая);

- форма № 2-НК «Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов» (квартальная);

- форма № 4-НМ «Отчет о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации» (квартальная);

- форма № 4-НОМ «Отчет о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации по основным видам экономической деятельности» (годовая).

Формой, содержащей наиболее значительный объем информации среди вышеназванных является форма 1-НМ. Она имеет три раздела.

Раздел I «Начисление и поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации» содержит информацию о начислении и поступлении отдельно в федеральный и консолидированный бюджеты РФ по каждому налогу и сбору.

Раздел II «Начисление и поступление платежей за счет единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, а также средств в счет погашения недоимки, пеней и щтрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды» содержит информацию в отношении ЕСН, существовавшего до 01.01.2010 г.

Раздел III «Начисление и поступление платежей по налогам на совокупный доход», посвященный специальным налоговым режимам, содержит информацию по каждому специальному налоговому режиму отдельно.

Кроме того, ФНС России утверждены формы отчетности о деятельности налогоплательщиков и налоговых органов, показатели которых необходимы для организации технологического процесса деятельности Федеральной налоговой службы:

- форма N 1-МР "Сведения о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации от налогоплательщиков, состоящих на налоговом учете в межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам", (ежемесячная);

- форма N1-РНП "Сведения по основным показателям работы с налогоплательщиками", (квартальная);

- форма N 4-ОР "Сведения о результатах работы управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации (инспекций ФНС России) по взысканию задолженности по налоговым платежам", (квартальная);

- форма N 4-РЕС "Сведения о прохождении реструктуризации налоговой задолженности в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации", (квартальная);

- форма N 4-НБ "Сведения о налогоплательщиках, не представляющих отчетность в налоговые органы или представляющих "нулевую" отчетность", (квартальная);

- форма N 4-Т "Сведения о структуре задолженности по срокам образования", (квартальная);

- форма N 4-ИН "Сведения о предоставленных налогоплательщикам отсрочках, рассрочках, налоговых кредитах, инвестиционных налоговых кредитах", (годовая);

- форма N 3-НС "Сведения о результатах работы по урегулированию споров в досудебном порядке", (квартальная);

- другие формы отчетности ФНС России.







Сейчас читают про: