Субъекты муниципально-правовых отношений

Субъекты муниципально-правовых отношений можно условно подразделить на три вида:

1. Особый субъект – муниципальное образование (МО) – населенная территория, в пределах которой осуществляется МСУ в целях решения ВМЗ и имеются находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местного бюджета, выборные и иные органы МСУ.

Закон № 131-ФЗ устанавливает следующие виды МО:

а) муниципальный район;

б) входящие в состав муниципального района городские и сельские поселения;

в) городской округ;

г) внутригородские муниципальные образования, создаваемые в городах федерального значения Москве и Санкт-Пе-тербурге.

2. Субъекты, наделенные правом принимать решения (участвовать в принятии решений) по ВМЗ.

►Население МО.

В законодательстве о местном самоуправлении некоторых субъектов Федерации население МО именуется местным сообществом, под которым понимается население, проживающее на территории МО, объединенное общими интересами в решении ВМЗ. Членом местного сообщества является гражданин РФ, проживающий на территории МО.

►Сход, собрание (конференция) граждан.

Сход граждан используется как форма непосредственной демократии в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения ВМЗ.

Собрание (конференция) граждан представляет собой совещательную (консультативную) форму непосредственной демократии. Собрание (конференция) проводится на части территории МО для обсуждения ВМЗ, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц МСУ, а также в целях осуществления территориального общественного самоуправления.

►Органы и должностные лица МСУ.

Органы МСУ избираются непосредственно населением и (или) образуются представительным органом МО. Они наделяются собственными полномочиями по решению ВМЗ. К ним относятся:

а) представительный орган МСУ;

б) глава МО;

в) местная администрация;

г) иные выборные и формируемые иным путем органы МСУ.

►Граждане РФ.

В соответствии со статьей 3 Закона № 131-ФЗ граждане имеют равные права на МСУ как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Как субъекты муниципально-правовых отношений граждане реализуют свое право на МСУ путем участия в местных референдумах, выборах, посредством других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы МСУ. Граждане имеют равный доступ к муниципальной службе.

►Иностранные граждане.

Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории МО, вправе участвовать в осуществлении МСУ согласно международным договорам РФ и федеральным законам. Так, в соответствии с международными договорами они могут участвовать в муниципальных выборах, местном референдуме.

►Депутат представительного органа МСУ, члены других выборных органов МСУ.

Полномочия депутата представительного органа МСУ по решению ВМЗ определяются статусом члена коллегиального выборного органа, обладающего правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения.

Члены других выборных органов МСУ участвуют в решении ВМЗ, отнесенных к ведению данного выборного органа МСУ.

3. Субъекты, которые в той или иной форме содействуют осуществлению МСУ.

►Органы территориального общественного самоуправления (ТОС).

Они создаются гражданами по месту их жительства на части территории МО для осуществления собственных инициатив по ВМЗ.

►Объединения МО.

Данные объединения (региональные, межрегиональные и общероссийские) имеют своей целью координацию деятельности, более эффективное осуществление прав и интересов МО, представительство и защиту их интересов во взаимоотношениях с государственными органами, общественными объединениями и др.

►Государственные органы.

Они вступают во взаимодействие с другими субъектами муниципально-правовых отношений, оказывая поддержку местному самоуправлению, создавая необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития МСУ. Государственные органы содействуют населению в осуществлении права на МСУ.

►Предприятия, учреждения и организации, находящиеся на территории МО.

Они могут находиться как в муниципальной, так и в иных формах собственности.

►Общественные объединения.

Речь идет, прежде всего, о тех объединениях, которые в соответствии со своими уставами принимают участие в выборах органов МСУ, представляют и защищают свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах МСУ.

Таким образом, обобщая вышеизложенные особенности предмета муниципально-правового регулирования, можно сделать вывод о комплексном характере муниципального права как отрасли права.

В настоящее время значительная часть муниципально-пра-вовых отношений регламентируется нормами не только муниципального права, но и иных отраслей: конституционного, финансового, административного, гражданского и т. д. При этом доля правовых норм, которые имеют как бы два адреса «прописки», в муниципальном праве весьма значительна. Такое положение вполне естественно для этапа формирования новой, ранее не существовавшей отрасли права. Это и позволяет на современном этапе говорить о комплексном характере рассматриваемой отрасли права, который проявляется в том, что правовые институты других отраслей российского законодательства одновременно служат базовыми и для муниципального права.

Муниципальное право РФ – это комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации МСУ и решения населением МО ВМЗ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: