Под системой муниципального права понимается объединение муниципально-правовых норм в муниципально-правовые институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их значения и роли в регулировании муниципальных отношений.
Муниципально-правовыми нормами называются правовые нормы, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности МСУ.
Правовой институт в муниципальном праве представляет собой совокупность муниципально-правовых норм, регулирующих определенный круг взаимосвязанных общественных отношений, которые образуют в рамках предмета муниципального права самостоятельную, обособленную группу.
Система муниципального права включает следующие структурные части:
1) МСУ в системе народовластия;
2) основы МСУ: территориальная, организационная и экономическая;
3) предметы ведения и полномочия МСУ;
4) гарантии МСУ;
5) ответственность органов МСУ и должностных лиц МСУ, контроль за их деятельностью.
Нормы муниципального права можно подразделить на нормы общей и особенной частей.
В общую часть включаются следующие институты: системы муниципального права; предметов ведения МСУ; территориальных, правовых, организационных основ; непосредственного участия граждан в муниципально-правовых отношениях; органов МСУ; гарантий; контроля за осуществлением МСУ; ответственности за нарушение законодательства о местном самоуправлении.
Особенная часть муниципального права РФ представляет собой совокупность следующих институтов: компетенции МО, населения, органов и должностных лиц МСУ, других субъектов муниципально-правовых отношений; полномочий органов МСУ в сферах, отнесенных к ведению МО; взаимодействия органов МСУ с органами государственной власти; осуществления органами МСУ отдельных государственных полномочий; организации МСУ на отдельных территориях.
Источники муниципального права – это исходящие от государства и (или) официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм муниципального права, придания им общеобязательного характера.
Источники муниципального права характеризуются множественностью, которой присуща определенная иерархия. Это обусловлено, в частности, тем, что нормы муниципального права содержатся в правовых актах, принимаемых на различных уровнях публичной власти в государстве, обладающих разной юридической силой.
Можно выделить четыре группы источников муниципального права с учетом различных уровней правового регулирования муниципальных отношений:
1) источники, принимаемые на международном уровне (общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ): Европейская хартия местного самоуправления[2] (Страсбург, 15 октября 1985 г.);
2) нормативные правовые акты, принимаемые на федеральном уровне:
– Конституция РФ[3] (ст. 3, 8, 12, 72, глава 8);
– федеральные законы:
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с послед. изм. и доп.);
Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»[4];
Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»[5];
Гражданский кодекс[6] (содержит положения о муниципальной собственности и др.);
Налоговый кодекс[7] (содержит положения о местных налогах и др.);
Бюджетный кодекс[8] (содержит положения о бюджетном процессе в муниципальных образованиях и др.);
Земельный кодекс[9] (определяет полномочия органов МСУ в области земельных отношений и др.) и др.;
– постановления Правительства РФ;
– нормативные правовые акты других федеральных органов исполнительной власти;
– решения Конституционного Суда РФ;
3) нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти субъектов Федерации:
– уставы других субъектов Федерации;
– законы субъектов Федерации о МСУ, о муниципальной службе, о муниципальных выборах, о местном референдуме и др.;
– акты высших должностных лиц субъектов (президентов, губернаторов и др.);
– постановления законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов;
– акты правительств, других органов исполнительной власти субъектов Федерации, в которых устанавливаются, изменяются или отменяются нормы муниципального права;
4) нормативные правовые акты, принятые путем прямого волеизъявления населения МО, органами МСУ и должностными лицами МСУ:
– уставы МО;
– общеобязательные правила по предметам ведения МО;
– решения представительных органов МСУ;
– другие нормативные правовые акты МО (муниципальные правовые акты).
Источники муниципального права можно также классифицировать и по другим основаниям:
– по юридической силе (уровень юридической силы правового акта, являющегося источником муниципального права, зависит от вида акта, его места в системе правовых актов государства и других факторов);
– по предметам ведения МСУ, которые в этих источниках затрагиваются (по этому основанию они могут подразделяться на акты, касающиеся управления муниципальной собственностью, местными финансами, определяющие порядок принятия и изменения уставов МО и т. д.);
– по кругу субъектов, их принявших (акты, которые принимает население МО, и акты, которые принимают органы МСУ; акты органов государственной власти по вопросам МСУ и акты МО и т. д.) и др.
Особое место среди источников муниципального права занимают договоры, которые могут заключать между собой муниципальные образования, а также муниципальные образования и другие субъекты права.
Муниципальное право в качестве своего источника признает также обычай. Это обусловлено прежде всего тем, что организация и деятельность МСУ осуществляются с учетом исторических и иных местных традиций, представляющих собой разновидность обычаев.