double arrow

Понятие и сущность политической идеологии


Политическое сознание

Политическое сознание, поведение.

Особенности политической культуры переходного типа

В естественной и логической связи с политической культурой находится политическое сознание.

Политическое сознание – это совокупность духовной жизни, идей, взглядов, определяющих способность человека к существованию в политической среде, его умение выполнять в ней специфические функции.

Политической системе свойственная инерция – опаздывающая реакция на реальность («проблема нового мышления»). В тоже время политическая система может опережать практику, ведь всегда существует большой потенциал политических идей в массовом сознании и науке, который не используется (идеи гражданского общества, правового государства). Поэтому от функционирующих в обществе политических представлений людей и социальных групп зависят содержание и характер политических процессов, цели и средства режима управления.

Формирование политического сознания у любого социального субъекта идет по следующим направлениям: 1) через критическое осмысление окружающей действительности имеющейся информации;




2) путем присоединения к уже устоявшимся оценкам и нормам поведения4

3) через непосредственное практическое участие в политических процессах.

Каждой общественно-политической системе соответствует особый тип политического сознания, который в каждой конкретной стране проявляется в национально-специфических формах.

Три типа политического сознания:

  1. Тоталитарное политическое сознание. Характерными чертами является восторженное слияние с властью, всеокружающий и всепоглащающий страх, который при определенных условиях может формироваться в любовь.
  2. Авторитарное политическое сознание. Сильная черта авторитарного политического сознания – конфоризм. Идеи свободы остаются непреемлемыми.
  3. Либерально-демократическое политическое сознание основано на господстве права и верховенство закона, уделяется внимание индивидуальному началу, становления активной, критичной, свободной личности.

Чем выше образованность и культура масс, тем больший интерес к политике они проявляют, тем больше потребность самостоятельного осмысления происходящих во внешней и внутренней политике процессов. В организации и функционировании власти политическая система выполняет следующие функции: познавательную, идеологическую, коммуникативную, прогностическую, воспитательную.

Политическая идеология представляет собой одну из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздействующую на содержание властных отношений, орудие «ду­ховного княжения» (Макиавелли) той или иной политической силы. Со времени появления соответствующего термина (его ввел французский ученый А. де Треси в XVIII в.) в науке сложились различные взгляды на это духовное явление. Так, основопо­ложник теории идеологии К. Маркс видел в ней прежде всего форму иллюзорного сознания, вызванную противоречиями производственных отношений. К. Мангейм также понимал ее как совокупность ложных представлений. Однако большее вни­мание он уделял ее функциональным характеристикам и, в част­ности, способности сплачивать людей, аккумулировать их поли­тическую энергию.



Американский теоретик Л. Саджент полагал, что идеология, вырабатывая определенные цели и ценности политического раз­вития, в то же время огрубляет решение практических проблем. Его соотечественник Ф. Уоткинс считал, что идеология всегда противостоит статус-кво и является политическим фактором, со­храняющим значительный преобразующий потенциал. Неомаки­авеллисты (Р. Моска, Р. Михельс, В. Парето и др.) гиперболизи­ровали политическую идеологию, рассматривая даже формы эс­тетического и религиозного сознания как специфические формы ее проявления, порожденные нуждами легитимизации власти. В то же время, несмотря на признание многими видными учеными весьма высокой роли политической идеологии в обществе, в по­литической мысли бытуют и представления, характеризующие ее как «служанку власти», не имеющую в политике сколь-нибудь серьезного веса.



И все же большинство ученых трактуют политическую идео­логию какопределенную доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование) и добиваю­щуюся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям. Следовательно, политическая идео­логия — это разновидность корпоративного сознания, отражаю­щая сугубо групповую точку зрения на ход политического и соци­ального развития, отличающаяся склонностью к духовному экс­пансионизму.

Политическая идеология является по преимуществу духовным орудием элиты. Именно от тактики поведения последней зависит степень идейного оформления тех или иных групповых интере­сов. Однако реальная роль политической идеологии в отношени­ях власти зависит от характера овладения ею общественным со­знанием.

Таким образом, основными функциями политической идео­логии являются: овладение общественным сознанием; внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего; создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемых ею целей и задач политического развития. При этом политическая идеология призвана не столько распро­странять, пропагандировать свои цели и идеалы, сколько доби­ваться целенаправленных действий граждан во исполнение по­ставленных ею задач.

С точки зрения политических функций, идеология стремится сплотить, интегрировать общество либо на основе интересов ка­кой-нибудь определенной социальной (национальной, религиоз­ной и др.) группы, либо для достижения целей, не опирающихся на конкретные слои населения (например, идеология анархизма, фашизма). При этом, помимо рациональных — нередко теорети­чески обоснованных положений, любая идеология предполагает некую дистанцированность от действительности, исповедует те цели и идеалы, которые людям предлагается воспринимать на веру. В меньшей степени таким налетом верований обладает офици­альная идеология, направляющая реальный курс государственной политики и потому в основном приукрашивающая действитель­ность. Особой же предрасположенностью к утопизму обладают идеологии оппозиционных сил, как правило, ожидающие от власти значительно большего, чем она может дать, и стремящиеся с помощью красивого идеала привлечь к себе массы сторонни­ков.







Сейчас читают про: