II. Формирование государства у восточных славян

Формирование государства у восточных славян

Образование первого восточнославянского государства – Киевской Руси – проблема не менее дискуссионная, чем проблема происхождения славян. Все споры идут в основном об интерпретации известного летописного сказания о призвании варягов, согласно которому ильменские славяне, жившие в Новгороде, устав от междоусобиц, призвали на княжение трёх братьев-варягов: Рюрика, Синеуса и Трувора, которые и "поделили" между собой землю. От них и пошли династии русских князей. Реальным историческим лицом, очевидно, был только Рюрик, остальные братья – результат неправильно понятого летописцем, или его источником, выражения в шведском тексте.

В то же время выстроенная на основе этих фактов еще в XVIIIв. немецкими учеными Г.Ф. Миллером, Г.З. Байером, А.Л. Шлецером «норманнская теория» возникновения древнерусской государственности не выдерживает ни малейшей критики. Она исходила, фактически, только из принимаемого как факт скан­динавского происхождения правящей русской династии. Между тем, вопросы происхождения государства как такового в ни­чтожной степени связаны с вопросом о происхождении его правителей. Основы русской государственности были заложены на протяжении столетий предшествующего развития славян­ского общества. В практике раннего средневековья нередки случаи, когда престол занимали чужеземцы, не имевшие отношения к местной элите. И главные споры ведутся не о появлении варяжских князей на Руси, а о их роли в создании древнерусского государства. Достаточно часто это предание трактовалось в духе культуртрегерства, который отказывал восточным славянам в способности создать государство самостоятельно, и только вмешательство более культурных представителей германских народов привело к образованию Киевской Руси. Вполне объяснимое неприятие этой гипотезы со стороны отечественных историков (первым с критикой норманнской теории выступил М.В. Ломаносов) привело к другой крайности – полному отрицанию вообще какой-либо заметной роли скандинавов в ранней русской истории. Этот подход также не может считаться объективным и полностью взвешенным. Несомненно, государство не может возникнуть спонтанно, тем более, не может быть принесено "из-за моря". Не приходится говорить и о каком-либо культурном превосходстве варягов над восточными славянами в IX в. Уровень развития обоих народов был примерно одинаковым. Общественный строй многих славянских племён уже находился на стадии образования государства. Кроме того, есть все основания предполагать, что на территории Восточной Европы Киевская Русь отнюдь не была первым государственным образованием. Но это не даёт повода сомневаться в значительной роли варягов в формировании именно этого государства и их роли в истории восточных славян вообще.

Естественно, что образование государства является результатом длительных процессов внутри общества, который растягивается на несколько столетий, приход даже значительного числа иноземцев не может существенно изменить его темпы и направленность. Но несомненно, что варяги – князья и дружинники сыграли свою роль в образовании единого государства восточных славян – Киевской Руси. Произошло это в 882 году, когда новгородский князь Олег обманом захватил Киев и убил местных князей – Аскольда и  Дира. Эта дата считается официальным началом истории Древнерусского государства.

Государство восточных славян сложилось как раннефеодальное государство, власть в котором принадлежала князю, опиравшемуся на дружину. В случае необходимости созывалось ополчение. Князь исполнял судебные функции и функции защиты от внешних врагов. За это племена платили ему дань, которая в летописях фигурирует как "полюдье", собиравшееся зимой, во время объезда князем подчинённых ему территорий. Тогда же князь и судил подданных. Дань реализовывалась летом, во время торговых экспедиций на Юг, в Византию.

Отношения с Византией определялись, главным образом, заинтересованностью в равноправных торговых отношениях с ней. Для достижения этой цели многие киевские князья предпринимали военные походы на Константинополь, которые, в случае удачи, завершались торговыми договорами. Помимо славян, в состав государства входили и другие этнические группы, в основном финно-угорские: меря, мурома, весь, чудь, ижора, мещера и др. Уже на самом раннем этапе своего развитие восточнославянское государство складывалось как многонациональное.

Князь при решении политических и военных задач опирался на ближайших помощников – старшую дружину, а также местных князей, местную знать, вышедшую из родо-племенной верхушки. Из этих групп формировался класс феодалов, во главе с великим князем с дружиной, делившейся на старшую и младшую. Старшие дружинники всё чаще стали называться боярами, младшие – отроками, что было показателем социального статуса, а отнюдь не возраста. Экономическую основу существования зарождающегося феодального класса на первых порах составляла дань. Очевидно, существовали определённые нормы сбора дани как для киевского князя, так и для местных князей. Нарушения договорённости по этим нормам приводили к конфликтам, как это произошло в 945 году, когда древляне убили великого киевского князя Игоря за попытку собрать дань сверх уже полученной. Постепенно основой существования верхушки феодального класса вместо прямой передачи части собранной дани стали доходы с пожалованных земель, на которых работали как челядь и холопы – различные категории рабов по древнерусской терминологии, так и лично свободные крестьяне-смерды.

В начале X в. наступает первый расцвет Руси. Князь Олег (882-912) в 907г. совершил успешный поход на Константинополь и заключил с византийскими императорами мирное соглашение, в 911г. замененное мирным и дружественным договором. Эти документы закрепили достижение основных целей русской воен­ной политики на юге – привилегии для русских купцов и право­вую защиту русов на византийской территории.

С 912г. правителем Руси был Игорь (912-945). Игорь – первый русский князь, о котором мы имеем опре­деленно достоверные сведения. В его время Киевская Русь пред­ставляла собой федерацию отдельных княжеств – местных пле­менных и возглавлявшихся родичами правящей династии. Во главе государства стоял великий князь русский. Его власть осу­ществлялась посредством ежегодного полюдья. Князь Игорь, как и его предшественник Олег, вел активную внешнюю политику-в 944г. он с помощью грозной военной демонстрации принудил Византию подписать новый мирный договор. Он был не столь выгоден, как предыдущий, но сохранял основные дос­тижения русов. В 945г. Игорь попытался нарушить правила сбора дани, во время полюдья дважды собрав дань с древлян. Древляне во главе со своим князем Малом взбунтовались и убили Игоря. Мятеж в Древлянской земле подавила вдова Игоря, Ольга (945-969). В 945-946 гг. княгиня, став фактической правительницей при своем сыне, князе Святославе, установила единые правила сбора и размеры дани (уроки) для всего государства. Система наместнических кормлений была ликвидирована.

Во время первого в истории Руси визита в Константино­поль в 957г. Ольга приняла крещение. Это событие положило начало новому этапу христианизации Руси.

Сын Ольги и Игоря - Святослав (964-972) совершил поход по Волге. В ходе этого похода был фактически уничтожен Хазарский каганат, Святослав закрепил влияние Руси в По­волжье и на Северном Кавказе. На Дону и в Приазовье возникли опорные пункты русского владычества - Тмутаракань и Белая Вежа. Святослав успешно воевал с Византией, весной 972г. возвращаясь из военного похода Святослав был перехвачен печенегами и убит.

После смерти Святослава между его сыновьями разрази­лась первая в истории рода Рюриковичей междоусобица. В итоге власть в Киеве перешла к новгородскому князю Владимиру Святославичу.

Правление Владимира I (980-1015) положило начало эпохе расцвета Киевской Руси. Это правление надолго запечат­лелось в народной памяти. Владимир стал прототипом былин­ного князя Владимира Красное Солнышко. Принятие же хри­стианства сделало Владимира одним из наиболее почитаемых Русской Церковью святых князей. Главной причиной, приведшей Владимира к принятию столь смелого решения, как отказ от традиционной славянской веры, было изменение многих сторон жизни Руси с момента образования государства.

Необходимость изменений в сфере религиозных верований была осознана Владимиром и его приближёнными раньше, чем возник вопрос о принятии христианства. Собственно, после принятия решения об отказе от языческой веры, вопроса о том, какую религию принять, не стояло. Ясно, что это должно было быть христианство византийского образца. Причин тому было много: уже бабка Владимира, княгиня Ольга, приняла крещение в Константинополе, среди его дружинников было много христиан, в Киеве существовали христианские церкви, и православие не было для восточных славян абсолютно незнакомой верой. Кроме того, именно Византия была тем государством, контакты с которым представляли для Древней Руси наибольшую ценность. Древняя Русь сразу вошла в состав христианских государств на положении равноправного партнёра.

Христианское духовенство было грамотным. При церквах собиралось много книг, работали переписчики, открывались школы.

Особенно это было заметно при князе Ярославе, прозванном Мудрым (1015-1054 гг.). В Киеве по его приказу были возведены многие прекрасные строения – величественный храм Святой Софии, новые городские стены с "Золотыми воротами". Во время его княжения работали многие искусные художники и архитекторы – русские и иностранные. Хотя в знаменитых постройках, в церковных иконах и росписях сильно было влияние Византии, в целом складывалась постепенно новая, своеобразная русская живопись и архитектура. Древнерусское государство сильно укрепилось при Ярославе Мудром. Иностранные короли искали с ним союза. Сам Ярослав женился на шведской принцессе, а дочерей своих выдал замуж за французского, венгерского и норвежского королей. Сын Ярослава женился на византийской принцессе. Это укрепило связи Киевской Руси с другими государствами.

При Ярославе Мудром было положено начало русскому письменному законодательству. Русские законы того времени назывались "Русской правдой". Она основывалась на старых русских обычаях. Сыновья Ярослава дополняли ее новыми постановлениями. Была запрещена кровная родовая месть – пережитки родового строя. За убийство человека раньше мстили родственники убитого, убивая родных убийцы из поколения в поколение. Теперь же за убийство положен был денежный штраф. Создание письменных законов было большим шагом вперед в деле установления государственного порядка.

Относительная политическая стабильность продержалась до середины 60-х годов XI в., затем вновь начались усобицы. Попыткой примирить русских князей был съезд в г. Любече в 1097г. по инициативе Владимира Мономаха, но проблема решена не была и после съезда междоусобные войны вспыхнули с новой силой.

В 1113 - 1125гг. великим князем был Владимир Мономах. Под его руководством была организована активная борьба с половецкими нашествиями (стал прибегать к помощи не только своей дружины, но и народного ополчения). Княжение Владимира Мономаха было временем усиления Киевской Руси он сумел объединить до 3/4 территории древнерусского государства и прекратить княжеские усобицы.

Мстислав I Великий (1125-1132), сын Мономаха, сохранил его завоевания и продолжил его политику. Ему удалось завоевать Полоцкую землю. Местные князья были высланы в Византию. Прославили Мстислава и победы в Степи. Однако после его смерти центробежные тенденции на Руси полностью одержали верх. Начался период «феодальной раздробленности».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: