Вселенная является целеустремленной Системой

Философский аспект.

Телеология имманентная (греч. teleos—цель, logos—учение, immanens — внутренний) — учение о внутреннем целеполагании (Аристотель, Лейбниц). Каждый предмет природы имеет внутреннюю актуальную цель, целевую причину, которая есть источник движения от низших форм к высшим [12, с. 451].

Другие статьи словаря: детерминизм [7, с. 97], Аристотель [7, с. 25], Тейяр де Шарден [12, с. 450].

В истории философской мысли существует два основных подхода к раскрытию причин явлений во временном аспекте — это каузальный и телеологический подходы.

Ø Каузальный (исторический, генетический) подход начинается с вопроса — почему? Причины явлений ищут в «прошлом».

С точки зрения каузального подхода Вселенная стремится от более организованного состояния к менее организованному и, в итоге, к Хаосу или тепловой смерти Вселенной.

На Рис 1.а изображен пояснительный образ каузального подхода: два шарика, выпущенные из двух Пушек почти из одного места, преодолев препятствия, в итоге разлетелись на большое расстояние друг от друга.

Рис.1

Эта аналогия поясняет, что при каузальном подходе малое изменение в исходных условиях радикально изменило бы эволюцию Вселенной. Об этом. например, написан рассказ Р. Брэдбери «И грянул гром». В рассказе герой попал в прошлое, на 60 миллионов лет назад, и раздавил гам бабочку. Это ничтожное событие (не для бабочки) изменило ход истории. Здесь, как и в случае с шариками, малое изменение в исходных условиях радикально меняет траекторию эволюции — это и есть каузальный подход.

В философии каузальный подход называется еще лапласовский детерминизм [12, с. 113].

Лапласовский детерминизм предполагает, что. если известно в исходный момент времени значение координат и импульсов всех частиц во всей Вселенной, то можно однозначно и с высокой точностью определить состояние Вселенной в любой прошедший или будущий момент времени (см. «детерминизм и индетерминизм» [12. с. 113]).

Каузальному подходу также сродни фатализм (лат. fatalis-—■ роковой) — представление, согласно которому все процессы, происходящие в мире, подчинены необходимости и изначально предопределены [12. с. 478].

Ø Телеологический (целевой, финальный) подход начинается с вопроса — для чего? То есть причины явлений ищут в «будущем».

С точки зрения телеологического подхода Вселенная стремится от менее организованного состояния к более организованному и в итоге—к Совершенству.

На рисунке Рис. 1б) изображен пояснительный образ телеологического подхода: два самонаводящихся аппарата, стартовавшие далеко друг от друга, преодолев препятствия, в итоге приблизились к одной цели.

Эта аналогия поясняет, что, согласно телеологическому подходу, большое изменение исходных условий вносит лишь специфику, не изменяя сути эволюции Вселенной. Поэтому случай, описанный Р. Брэдбери, невозможен в принципе.

В философии этот подход называется еще телеологический детерминизм (см. «телеология имманентная» [12, с. 451]). Несколько примеров из литературных источников.

Александр Мень: «История имеет Цель, и Пророки, движимые Духом святым, могут увидеть картины Будущего» (телепередача от 12.1995).

Космогенез у Тейяра де Шардена (палеонтолога, философа) направлен к целевому состоянию Омега; «Под воздействием все более горячих лучей Омеги прекратятся ненависть и междоусобная борьба... Во всей Ноосфере будет Царить какое-то единодушие» [10. с. 225].

Итак, согласно принципу саморазвития, живая Вселенная движется к своей потенциально всегда существующей цели — к Совершенству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: