Лекция 3 Принцип саморазвития

Литература

1. Адлер А. Индивидуальная психология // История зарубежной психологии. Тексты. М., Изд-во МГУ, 1986.

2. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., Медицина, 1975.

3. Бернштейн Н.А. На путях к биологии активности // Вопросы философии, №10, 1965.

4. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.

5. Дубровский Д. И. Психические явления и мозг. М., Наука, 1971.

6. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М., Изд-во МГУ, 1982.

7. Кондратенко В. Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. Минск, Наука и техника, 1993.

8. Лейбниц Г. Сочинения в 4-х томах. М., Мысль, 1982.

9. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. Изд. 2, т. IV, М.-Л., 1951.

10. Психология. Словарь. М., Политиздат, 1990.

11. Рузавин Г.И. Синергетика и принцип самодвижения материи. Вопросы философии, №8, 1984.

12. Тейяр де Шарден, Феномен человека. М., Наука, 1965.

13. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. М., 1994.

14. Философский словарь. М., Политиздат, 1991.

15. Фрейд 3. Автобиография // По ту сторону принципа удовольствия. М., Прогресс, 1992.

16. Фрейд А. Введение в детский псих о анализ. М., 1991.

17. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., Наука, 1991.

18. Фрейд 3. Леонардо да Винчи. Рига, 1990.

19. Фрейд 3. О психоанализе. Пять лекций // История психологии. М., Изд-во МГУ, 1992, с. 207-243.

20. Фрейд 3. Психология сексуальности. Минск, Прамеб, 1993.

21. Фрейд 3. Сновидения. Алма-Ата, Наука, 1990.

22. Фрейд 3. Я и Оно. // История психологии. М., Изд-во МГУ, 1992, с. 243-270.

23. Цвейг С. Зигмунд Фрейд // По ту сторону принципа удовольствия. М., Прогресс, 1992, с. 3-90.

24. Швырков В.Б. Введение в объективную психологию. М., Изд-во ИП РАН, 1995.

25. Швырков В Б. Основные этапы развития системно - эволюционного подхода в психофизиологии // Психологический журнал, №3, 1993.

26. Швырков В.Б. Теория функциональных систем в физиологии // Теория функциональных систем в физиологии и психологии. М., Наука, 1978.

27. Юнг К. Проблемы души нашего времени. М., Прогресс, 1993.

Приоритет «будущего» над «прошлым» в трактовке причинности душевных явлений.

Принцип саморазвития требует поиска целевой причинности душевных явлений, а «прошлое» играет роль лишь предусловий, более способствующих формированию одних Целей и усыплению других.

Психические явления должны рассматриваться с точки зрения стремления к пробуждению эволюционно молодых Сил и усыпления Сил эволюционно старых. Поэтому причину психических явлений следует искать в меньшей степени в «прошлом», то есть рассматривать их с точки зрения предшествующего развития (например, почему такой сон приснился мне?), и в большей степени — в «будущем», то есть причину развития искать в «будущем» (например, для чего такой сон приснился мне?)

Индивидуальность образуют действующие из «бессознательного» Силы «прошлого» и Силы «будущего», при этом Силы «будущего» должны иметь приоритет над Силами «прошлого», согласно принципу саморазвития.

Исходя из принципа саморазвития «Ядро» душевного мира составляют не «старые» животные Силы (по Фрейду «Ид»), а эволюционно новые духовные Силы, имена которым: Вера Честь Польза Любовь Красота. Истина. Справедливость. Именно эти Силы подавляются биологическими инстинктами, если последние чрезмерно освобождать, как это рекомендовал Фрейд. С другой стороны, духовные Силы также не должны подавлять Силы животные, а одухотворять их.

Эволюционный подход принципа саморазвития предполагает относить к «прошлому» животные Силы, а к «будущему» — Силы духовные.

Почему «прошлого» и «будущего»? «Прошлого» — потому, что животные инстинкты (например, Либидо или Агрессия) уже пробуждались из «бессознательного» и в явном виде уже обеспечивали эволюционное выживание видов. «Будущего» — потому, что духовные Силы, являясь самостоятельными (а не сублимацией животных инстинктов, как считал Фрейд) духовными Силами сферы «бессознательного», еще не играли явной рота в борьбе за выживание видов, но им предстоит в «будущем» сыграть ведущую роль в эволюции живого, даже вопреки логике выживания.

Адлер в качестве главной Силы, образующей индивидуальность человека, рассматривал духовную Силу — «Личностный идеал», действующую как некая эволюционно новая неосознаваемая Цель, из Духовной сферы «бессознательного». Согласно принципу саморазвития, именно духовные Силы должны составлять «Ядро» индивидуальности и обеспечивать цельность (направленность в «будущее») душевного мира человека.

Цель лекции — понять принцип саморазвития как второй закон душевного мира, требующий рассматривать все его элементы как живые и целеустремленные Существа.

Тема собеседования — возникновение неврозов и стратегия их исцеления в трактовке А. Адлера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: