Литература
1. Адлер А. Индивидуальная психология // История зарубежной психологии. Тексты. М., Изд-во МГУ, 1986.
2. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., Медицина, 1975.
3. Бернштейн Н.А. На путях к биологии активности // Вопросы философии, №10, 1965.
4. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.
5. Дубровский Д. И. Психические явления и мозг. М., Наука, 1971.
6. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М., Изд-во МГУ, 1982.
7. Кондратенко В. Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. Минск, Наука и техника, 1993.
8. Лейбниц Г. Сочинения в 4-х томах. М., Мысль, 1982.
9. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. Изд. 2, т. IV, М.-Л., 1951.
10. Психология. Словарь. М., Политиздат, 1990.
11. Рузавин Г.И. Синергетика и принцип самодвижения материи. Вопросы философии, №8, 1984.
12. Тейяр де Шарден, Феномен человека. М., Наука, 1965.
13. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. М., 1994.
14. Философский словарь. М., Политиздат, 1991.
15. Фрейд 3. Автобиография // По ту сторону принципа удовольствия. М., Прогресс, 1992.
|
|
16. Фрейд А. Введение в детский псих о анализ. М., 1991.
17. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., Наука, 1991.
18. Фрейд 3. Леонардо да Винчи. Рига, 1990.
19. Фрейд 3. О психоанализе. Пять лекций // История психологии. М., Изд-во МГУ, 1992, с. 207-243.
20. Фрейд 3. Психология сексуальности. Минск, Прамеб, 1993.
21. Фрейд 3. Сновидения. Алма-Ата, Наука, 1990.
22. Фрейд 3. Я и Оно. // История психологии. М., Изд-во МГУ, 1992, с. 243-270.
23. Цвейг С. Зигмунд Фрейд // По ту сторону принципа удовольствия. М., Прогресс, 1992, с. 3-90.
24. Швырков В.Б. Введение в объективную психологию. М., Изд-во ИП РАН, 1995.
25. Швырков В Б. Основные этапы развития системно - эволюционного подхода в психофизиологии // Психологический журнал, №3, 1993.
26. Швырков В.Б. Теория функциональных систем в физиологии // Теория функциональных систем в физиологии и психологии. М., Наука, 1978.
27. Юнг К. Проблемы души нашего времени. М., Прогресс, 1993.
Приоритет «будущего» над «прошлым» в трактовке причинности душевных явлений.
Принцип саморазвития требует поиска целевой причинности душевных явлений, а «прошлое» играет роль лишь предусловий, более способствующих формированию одних Целей и усыплению других.
Психические явления должны рассматриваться с точки зрения стремления к пробуждению эволюционно молодых Сил и усыпления Сил эволюционно старых. Поэтому причину психических явлений следует искать в меньшей степени в «прошлом», то есть рассматривать их с точки зрения предшествующего развития (например, почему такой сон приснился мне?), и в большей степени — в «будущем», то есть причину развития искать в «будущем» (например, для чего такой сон приснился мне?)
|
|
Индивидуальность образуют действующие из «бессознательного» Силы «прошлого» и Силы «будущего», при этом Силы «будущего» должны иметь приоритет над Силами «прошлого», согласно принципу саморазвития.
Исходя из принципа саморазвития «Ядро» душевного мира составляют не «старые» животные Силы (по Фрейду «Ид»), а эволюционно новые духовные Силы, имена которым: Вера Честь Польза Любовь Красота. Истина. Справедливость. Именно эти Силы подавляются биологическими инстинктами, если последние чрезмерно освобождать, как это рекомендовал Фрейд. С другой стороны, духовные Силы также не должны подавлять Силы животные, а одухотворять их.
Эволюционный подход принципа саморазвития предполагает относить к «прошлому» животные Силы, а к «будущему» — Силы духовные.
Почему «прошлого» и «будущего»? «Прошлого» — потому, что животные инстинкты (например, Либидо или Агрессия) уже пробуждались из «бессознательного» и в явном виде уже обеспечивали эволюционное выживание видов. «Будущего» — потому, что духовные Силы, являясь самостоятельными (а не сублимацией животных инстинктов, как считал Фрейд) духовными Силами сферы «бессознательного», еще не играли явной рота в борьбе за выживание видов, но им предстоит в «будущем» сыграть ведущую роль в эволюции живого, даже вопреки логике выживания.
Адлер в качестве главной Силы, образующей индивидуальность человека, рассматривал духовную Силу — «Личностный идеал», действующую как некая эволюционно новая неосознаваемая Цель, из Духовной сферы «бессознательного». Согласно принципу саморазвития, именно духовные Силы должны составлять «Ядро» индивидуальности и обеспечивать цельность (направленность в «будущее») душевного мира человека.
Цель лекции — понять принцип саморазвития как второй закон душевного мира, требующий рассматривать все его элементы как живые и целеустремленные Существа.
Тема собеседования — возникновение неврозов и стратегия их исцеления в трактовке А. Адлера.