double arrow

О методологии целеустремленных Систем.. Принцип саморазвития, в системном подходе, является временным аспектом причинного анализа

Принцип саморазвития, в системном подходе, является временным аспектом причинного анализа. Его определение в системных терминах имеет следующий вид.

Принцип саморазвития постулирует приоритет «будущего» над «прошлым» в трактовке причинности системных явлений: причина поведения системы находится в «будущем», а «прошлое» играет роль предусловий, вносящих лишь специфику во временное развертывание целевой причины.

Ø Если «прошлое» влияет как предусловие на «будущее», а причина находится в «будущем», то это второй признак живой Системы.

Напомним принцип активности — «внешнее» влияет как условие на «внутреннее», причина — во «внутреннем».

Когда причина поведения системы находится в «будущем», а «прошлое» играет роль предусловий, вносящих лишь специфику во временное развертывание целевой причины, то поведение Системы можно уподобить поведению живого «Существа», стремящегося к скрытой (ранее никогда не актуализированной) цели.

У Лейбница этот принцип представлен концепцией «предустановленной гармонии». «Предустановленная гармония» является абсолютной целью саморазвития всех монад и скрытой целевой причиной их динамики.

Каузальный подход противоположен принципу саморазвития. Он трактует причину как совокупность обстоятельств, предшествующих во времени следствию и выбывающих его [7, с. 97].

Ø В чем особенность причинного анализа на основе возникновение принципа Саморазвития?

Особенность причинного "Хочу того не знаю чего", анализа в том, что исследовательский подход должен предполагать существование в душевном мире не только эволюционно старых Целей: «С», «В», «А» (Рис. 2), но и эволюционно новых Целей, внешнее воплощение которых выражается в биологически нецелесообразном поведении. Эта цель на Рис. 2 обозначена знаком «?».

Рис.2

То, что стремление глубинной Силы (например, Либидо «С», см. Рис. 2) из «бессознательного» на «сцену» состояния внешне развертывается в целенаправленное (сексуальное) поведение, устремляющее организм к результату (половой близости), по достижению которого возникает следующая цель (например, цель поесть «В», см. Рис. 2) и так далее, все это понять нетрудно. Не в этом суть телеологии как учения о цели, ведь Фрейд тоже признавал биологическое целеполагание. но не признавал целевую причинность Адлера. Суть в том, что иногда из глубин «бессознательного» возникают биологически нецелесообразные цели.

Согласно принципу саморазвития, в глубинах «бессознательного» зарождаются эволюционно новые Силы, устремляющие развитие человека к абсолютно новым небиологическим Целям. По мнению автора, зарождение этих Сил у человека переживается как состояние творческого томления, которое можно выразить словами из сказки: «Хочу того — не знаю чего»,

Эволюционно новые Силы души, не участвовали (в явном виде) в борьбе за выживание. Следовательно, они не соответствуют критерию биологической целесообразности (хотя у Фрейда и Юнга они ему соответствуют), поэтому в дальнейшем условимся называть Силы «будущего» духовными Силами.

Может быть, духовные Силы не служат борьбе за выживание, и может быть даже внешне противоречат ей, но пробуждение их составляет суть Жизни.

Таким образом, Вселенная тоже имеет свою цель — «Предустановленную гармонию», поэтому специфика причинного анализа на основе принципа саморазвития выражается формулой: «прошлое» влияет как предусловие на «будущее», а причина исходит из «будущего».

Отсюда философское резюме: все живое стремится к цели, а все остальное — наоборот.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: