Физиологический аспект

В предыдущей лекции, посвященной принципу активности, мы говорили, что переход от физиологии реактивности к физиологии активности означал замену схемы «стимул-реакция» схемой «пусковой стимул-результат». В первом случае причина действует из «внешнего», а внутренняя реакция является следствием, во втором случае внешний пусковой стимул является лишь условием запуска внутренней причины (программы), которая принципиально от него не зависит (при разных пусковых стимулах может реализоваться одна и та же программа).

Принцип саморазвития как реализация приоритета «будущего» над «прошлым» в физиологии развивался как переход от каузальной физиологии к физиологии телеологической. Если в первом случае причина всегда предшествует во времени следствию, то во втором случае причина поведения находится в «будущем» и фиксируется как определенное соотношение организма со средой, которое, по сути, соответствует внутренней программе, запущенной (санкционированной) пусковым стимулом.

Физиология активности Н.А. Бернштейна, развивая эту идею, трактует поведение организма как активное взаимодействие со средой, задаваемое моделью потребного будущего (то есть внутренней программой, направленной на достижение определенного результата).

Создав программу поведения, организм борется за нее, преодолевая сопротивление среды, особенности которой учитываются наличием обратной связи [7, с. 428].

«На месте автоматизированной цепочки элементарных рефлексов, не связанных ничем, кроме последовательного порядка так называемого динамического стереотипа и поэтапной «санкционирующей сигнализации», современное физиологическое воззрение ставит непрерывный циклический процесс взаимодействия с переменными условиями внешней или внутренней среды, развертывающийся и продолжающийся как целостный акт вплоть до завершения его по существу» [4, с 303].

В теории функциональных систем П.К.Анохин называет внутреннюю программу «акцептором результатов действия», которая в информационном аспекте представляет собой «информационный эквивалент результата», извлекаемый из памяти в процессе принятия решения, обусловливающий организацию двигательной активности организма [7, с. 17]. Подробнее об этом в следующей лекции.

Телеологический подход, когда причину надо искать в «будущем», очень необычен для физиологов, привыкших к простым и «строгим» экспериментам, поэтому у физиологов возникла крылатая фраза: «Телеология — это леди, без которой ни один биолог не может жить, но стыдится показываться с ней на людях».

2.1. Целеполагание в физиологическом эксперименте.

На предыдущей лекции мы выяснили, что активность нейрона была живой только в условиях свободного поведения. Но свободного поведения оказалось мало: для изучения неирональной активности необходимо было организовать еще и целенаправленное поведение животного.

В экспериментальной клетке (Рис 3). по углам которой располагались две кормушки (3 и 4) и две педали (1 и 2) обученное животное могло получать пищу из правой кормушки, нажав на правую педаль, и из левой — нажав на левую, что позволяло сопоставлять активность нейронов при достижении одних и тех же целей одними и теми же движениями и в различной среде. В разных целей одними и теми же движениями и в разной среде и разных целей различными движениями в одной и той же среде [14. с 59]

Рис.3

Итак, для исследования целенаправленного поведения в физиологический эксперимент был включен элемент выбора (как минимум) между двумя альтернативами. Именно в свободном и целенаправленном поведении жизнь нейрона стала раскрываться с наибольшей полнотой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: