Тема 10. Факторы внешней социальной среды организации

Внерабочее время.

Внерабочее время образует еще одну группу факторов социальной среды организации. С ними связаны отдых и восстановление сил работников, устройство их домашнего быта, выполнение ими семейных и общественных обязанностей, использование досуга.

Временной ресурс работающего человека распадается в будний день на рабочее время и внерабочее время в соотношении примерно 1:2. В свою очередь время, прямо не связанное с трудовой деятельностью, включает затрату 9-9,5 часов на восстановление сил и удовлетворение естественных физиологических потребностей человека (сон, личную гигиену, приме пищи и т.п.). Оставшееся время суток занимают передвижение на работу и обратно, ведение домашнего и подсобного хозяйства, уход за детьми и занятия с ними, а также досуг.

Равнозначное досугу свободное время имеет особое значение для разностороннего развития личности. Оно служит восстановлению физических и интеллектуальных сил работников, теснейшим образом связано с удовлетворением их социально-культурных потребностей, вызываемых в том числе ускорением научно-технического и социального прогресса, требованиями гуманизации труда.

Величина, структура, содержание и формы использования досуга существенно влияют на образ жизни и мировосприятие человека-труженика, выбор им нравственных ориентиров и гражданской позиции.


Из факторов внеш­ней среды особое внимание уделяется социально-политической об­становке в стране и регионе, региональным особенностям деятельности конкретной организации, учитывается концепция социаль­но-экономического развития страны и региона.


Этапы разработки стратегии организации

Главная задача при анализе факторов внешней среды - выяв­ление угроз и возможностей для деятельности организации в кон­кретной отрасли. С этой целью важно обратить внимание на поли­тику руководства страны (региона) в отношении этой отрасли, на состав и интенсивность конкуренции, характер поставщиков и т.д.

Внутренняя среда организации, по сути, представляет собой его потенциал, от эффективности использования которого зависит ха­рактер адаптации к воздействию факторов внешнего окружения. Внутренняя среда - это синтез социально-экономических интере­сов заинтересованных групп и методов удовлетворения этими ин­тересами; это состояние производственного процесса, финансовых возможностей организации, маркетинговых технологий, корпора­тивной культуры и самого процесса управления.

Современная теория управления предлагает достаточно хорошо разработанный инструментарий анализа факторов внешней и внут­ренней среды фирмы, процесс определения стратегических альтер­натив, а также технологию выработки стратегии по широко распро­страненным методикам (SWОТ - анализ, метод ключевых вопросов и др.).

В то же время необходимо отметить, что основное внимание до настоящего времени уделялось разработкам конкурентных (М. Портер, А Томпсон, А Дж. Стрикленд, О.С. Виханский, А На­умов, А.Н. Петров, В.С. Ефремов) и маркетинговых (Ж. Ламбен, П. Дойль, Ф. Котлер) стратегий. Что же касается социальных стра­тегий, то теория и практика ограничиваются обоснованием важно­сти их реализации, не предлагая конкретного механизма. Еще од­ним важным моментом является то, что, по утверждению специалистов по стратегическому планированию, стратегию более сложно реализовать, нежели разработать. Если учесть, что социальные стра­тегии являются еще и условием мотивации персонала предприятия в вопросах их реализации, то становится понятной их важная роль в системе стратегического планирования предприятия.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: