Социальная защита работников – это система мероприятий по безусловному соблюдению норм действующего в стране социально –трудового законодательства, прав и социальных гарантий сотрудников.
В соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством социальная защищенность работников любой организации независимо о ее форм собственности предусматривает осуществление ряда важных мер. Рассмотрим основные из них:
1. соблюдение минимального размера оплаты труда и тарифной ставки.
2. обеспечение нормальной продолжительности рабочего времени, освобождение от работы на определенный срок для отдыха, лечения, устройства семейных дел и прочее.
3. предусмотрение компенсации за работу в выходные и рабочие дни, неиспользованный отпуск в случае увольнения. К компенсационным выплатам, связанным с трудовой деятельностью, относятся также возмещение вреда здоровью, оплата командировочных расходов и расходов при переводе на работу в другую местность, выходное пособие при расторжении трудового договора в связи с сокращением штата.
4. выплата различных пособий: стипендий работникам на время профессиональной подготовки или повышения квалификации4 пособий работающим женщинам (в размере полного заработка) на период декретного отпуска и прочее;
5. обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, защиту интересов пострадавших работников.
6. обязательные отчисления в пенсионный и другие внебюджетные фонды социального страхования.
7. максимально полная мобилизация и эффективное использование средств предприятия и самих работников, направляемых на расширение возможности выбора, обеспечение высокого качества предоставляемых социальных благ и услуг, налаживание в организации социального обслуживания – медицинского, транспортного и бытового, оказание правовой и психологической помощи.
8. оказание должного внимания ветеранам труда.
Персонал организации – это не просто группа совместно работающих сотрудников. Каждый из них наделен определенными чертами характера и следует определенным нравственным принципам. Достижение целей организации, включая высокую эффективность труда, определяется не формальным соблюдением официально установленных, зафиксированных в уставных документах положений, а организационной культурой, основанной на взаимном доверии, устойчивой мотивации работников (как материальной, так и моральной), характере складывающихся между ними взаимоотношений.
Межличностные отношения в коллективе определяются в первую очередь общественно и личностно значимым содержанием совместной деятельности. Та или иная кооперация труда проявляется в конечном счете и в экономическом эффекте – материальных результатах работы, и в соответствующем моральном климате организации. Такой климат является психологическим отражением в эмоциях и настроениях людей различных факторов коллективной деятельности:
· социально – экономических;
· социально –психологических.
Таким образом, социально – психологический климат коллектива находит проявление в деловом общении работников, их трудовой мотивации и жизненной позиции. Нормальные отношения дают возможность каждому сотруднику чувствовать себя частью коллектива, обеспечивают его интерес к совместной работе, побуждают к справедливой оценке достижений и неудач – как собственных, так и коллег, организации в целом.
Отношение работников к совместному делу и друг к другу, не менее действенен, чем материальное вознаграждение и экономическая выгода. Он стимулирует работника, вызывает у него напряжение сил или спад энергии, трудовой энтузиазм или апатию, заинтересованность в работе или безразличие. Это суммарный эффект от многих факторов, влияющих на персонал организации и в конечном счете определяющих его стремление к полезной деятельности, творческой инициативе, сотрудничеству
В структуре социально – психологического климата коллектива выделяются три основных компонента:
* нравственно – психологическая совместимость;
* деловой настрой;