double arrow

Функции финансов

Сущность финансов проявляется в их функциях, под которыми понимают «работу», выполняемую финансами.

В экономической литературе вопрос о функциях финансов относится к разряду дискуссионных, т.е. нет единого мнения относительно выполняемых финансами функций. Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции - распределительную и контрольную. Хотя в литературе можно найти утверждения, что финансам, помимо этих двух функций, присущи и другие: воспроизводственная (п/р Емельянова), стимулирующая, регулирующая и т. д. Но при этом происходит подмена вопроса о функциях финансов вопросом об их роли в общественном воспроизводстве, так как это разные, хотя и взаимосвязанные вопросы. Конечно, финансы играют важную роль в общественном воспроизводстве, с их помощью может стимулировать эффективное использование факторов производства, регулироваться стоимостные пропорции, обеспечиваться условия для проведения режима экономии и т. д. Однако отождествлять эти результаты, достигаемые благодаря функционированию финансов, с их функциями неправомерно.

В РФ можно выделить две основные финансовые школы:

· Московская (Родионова, Дробозина, Ковалев);

· Санкт-Петербургская (Романовский, Сабанти, Врублевская).

Московская школа считает, что финансы выполняют следующие функции:

1. распределительная, т.е. финансы сами ничего не создают, а только распределяют и перераспределяют то, что было создано на стадии производства;

2. контрольная, так как финансы – это целевой денежный фонд, то за их образованием и исполнением нужен контроль;

+ дополнительные функции:

3. регулирующая (выравнивание экономических пропорций);

4. стимулирующая;

5. стабилизирующая.

Экономисты Санкт-Петербургской школы (М.В. Романовский, Б.Н. Сабанти) считают, что финансам присущи следующие функции:

· распределительная и перераспределительная;

· образование денежных фондов;

· использование денежных фондов.

Контрольная функция с точки зрения Санкт-Петербургской школы – это не функция финансов, а функция государства, которую исполняют финансы. Тоже самое относится к регулирующей и стимулирующей функциям.

Распределительная функция финансов.

Финансы обслуживают разные этапы распределения СОП, участвую как в первичном его распределении, так и в перераспределении.

Распределение НД происходит как между производственной и непроизводственной сферами, так и внутри этих сфер. Государство с помощью финансового механизма изымает часть дохода, полученного в одних сферах экономики, и направляет их в другие, в том числе в социальную сферу.

В целом распределительная функция финансов позволяет: 1) создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйствующих субъектов, населения, государства, органов местного самоуправления; 2) осуществлять внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также перераспределение между производственной и непроизводственной сферами и социальными группами; 3) создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта, государства, а также осуществлять накопления гражданами.

Распределение национального дохода заключается в создании так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении НД среди участников материального производства. Они делятся на две группы: а) зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, других категорий работников, занятых в сфере материального производства; б) доходы предприятий сферы материального производства.

Однако распределение НД не ограничивается его распределением только между теми, кто его создавал, т.е. среди участников материального производства. Государство имеет и другие отрасли и сферы, прежде всего непроизводственную сферу, где национальный доход не создается, но о развитии которых оно обязано заботиться, а значит, выделять для этого денежные средства. К числу таких сфер и областей можно отнести развитие приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечение обороноспособности страны, просвещение, здравоохранение, управление, социальное страхование и социальное обеспечение, поддержание депрессивных регионов и т.д.

Для того чтобы быть способным нести эти денежные расходы, государство с помощью финансов изымает часть созданных в сфере материального производства доходов и направляет их в другие сферы, осуществляя тем самым перераспределение НД, способствуя трансформации пропорций, возникших при первичном распределении НД, в пропорции его конечного использования.

Перераспределение НД в РФ происходит, в частности, в интересах структурной перестройки н/х, развития приоритетных отраслей экономики - с/х, транспорта, энергетики, конверсии военного производства, в пользу наименее обеспеченных слоев населения - пенсионеров, студентов, одиноких и многодетных матерей и т.д.

Контрольная функция финансов.

Распределительная и контрольная функции представляют две стороны одного и того же экономического процесса. Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов. Исходя из характера движения общество имеет возможность знать о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств; как обеспечивается своевременность поступления финансовых ресурсов в распоряжении субъектов хозяйствования.

Контрольная функция заключается в контроле за распределением ВВП, НД по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Финансовый контроль охватывает как производственную сферу, где создаются доходы, так и непроизводственную, где доходы не создаются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: