Самостоятельные службы

I. Государственные органы управления финансами.

Государственная Дума принимает законы, в том числе и в финансовой сфере (бюджетный, налоговый кодекс, закон о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год). В Государственной думе существуют специальные комитеты, рассматривающие финансовые вопросы и Счетная палата, осуществляющая контроль за формированием и использованием средств федерального бюджета.

Аналогичные институты существуют на региональном и муниципальном уровнях (в Омской области – законодательное собрание и счетная палата при нем).

Рассматривает и одобряет законы Совет Федерации.

Президент – подписывает, утверждает и обнародует законы.

Правительство проводит единую финансовую денежную политику и исполняет принятые законы.

Особое место занимает министерства и службы:

· Министерство финансов, в подчинении которого находятся Федеральная налоговая служба, федеральная служба страхового надзора, федеральная служба финансово-бюджетного надзора, а также Федеральное Казначейство.

· Министерство экономического развития и торговли, в подчинении которого находятся Федеральное агентство по государственным резервам, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом,

· Федеральная таможенная служба

· Федеральная служба по финансовому мониторингу

· Федеральная служба по финансовым рынкам

· Федеральная антимонопольная служба.

Особое место в организации государственного управления занимает Центральный Банк, который, с одной стороны, является независимым, а с другой стороны, выполняет роль регулятора кредитного рынка, а также исполнителя (агента государства) по вопросам обслуживания государственного долга.

Министерство финансов РФ осуществляет:

составление проекта федерального бюджета;

утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

ведение учета операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составление отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

организацию распределения доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между уровнями бюджетной системы

управление в установленном порядке средствами Стабилизационного фонда РФ;

управление в установленном порядке государственным долгом РФ;

ведение государственной долговой книги РФ и учет информации о долговых обязательствах, отраженных в соответствующих долговых книгах субъектов РФ и муниципальных образований;

выполнение функций эмитента государственных ценных бумаг

государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг;

организацию формирования и использования ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ

согласование решений Пенсионного фонда РФ об объемах и структуре размещения средств страховых взносов;

Федеральная служба страхового надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности. Основными функциями Федеральной службы страхового надзора являются:

а) принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий, об аннулировании, ограничении, приостановлении, восстановлении действия и отзыве лицензий;

б) выдача и отзыв квалификационных аттестатов;

в) ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

г) осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности;

д) осуществление контроля за представлением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензии, сведений о прекращении их деятельности или об их ликвидации;

е) получение, обработка и анализ отчетности, представляемой субъектами страхового дела;

ж) выдача предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;

з) обращение в случаях, предусмотренных законом, в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела - юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела - физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

и) обобщение практики страхового надзора, разработка и представление в установленном порядке предложений по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Основными функциями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора являются:

1) проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, на территории РФ и за рубежом, а также осуществление таких ревизий и проверок по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и руководителей правоохранительных органов субъектов РФ;

2) проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства РФ в финансово-бюджетной сфере;

3) осуществление надзора за исполнением законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

4) осуществление в пределах своей компетенции контроля за соответствием проводимых в РФ резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству РФ, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля;

5) организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов исполнительной власти проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в валюте РФ;

6) организация формирования и ведения единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

Министерство экономического развития и торговли РФ осуществляет:

мониторинг и анализ социально-экономических процессов, сводных финансовых балансов по РФ, субъектам и регионам РФ, отраслям и секторам экономики, разработку годовых, ежеквартальных и ежемесячных докладов о состоянии экономики;

разработку государственных прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов и регионов РФ, муниципальных образований, отраслей и секторов экономики на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды, прогнозных расчетов общеэкономических показателей системы национальных счетов;

подготовку в установленном порядке заключений по проектам федеральных целевых программ, а при необходимости организацию экспертизы указанных проектов;

Основными функциями Федерального агентства по государственным резервам являются:

а) обеспечение формирования, размещения, хранения, использования, пополнения и освежения запасов государственного материального резерва;

б) реализация государственной политики по обеспечению мобилизационных нужд РФ и неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказанию поддержки отраслям экономики, субъектам РФ и организациям, оказанию гуманитарной помощи, регулирующему воздействию на рынок, проведению закупочных и товарных интервенций.

Основными функциями Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в пределах установленных полномочий являются:

а) проведение единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений;

б) осуществление полномочий собственника в пределах и в порядке, определенных федеральным законодательством, в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений (за исключением полномочий собственника, которые в соответствии с законодательством РФ осуществляют иные федеральные агентства), акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, составляющего казну РФ, а также полномочий по изъятию у учреждений и казенных предприятий излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению федерального недвижимого имущества, передаче федерального имущества физическим и юридическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества;

в) разграничение государственной собственности, в том числе на землю, на собственность РФ, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований;

г) осуществление полномочий собственника имущества должника - федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства;

д) защита имущественных и иных прав и законных интересов РФ при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории РФ и за рубежом;

е) осуществление учета федерального имущества и ведение реестра федерального имущества.

Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Основными функциями Федеральной службы по финансовому мониторингу являются:

1) осуществление контроля и надзора за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства;

2) сбор, обработка и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ;

3) проверка в соответствии с законодательством РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма полученной информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, в том числе получение необходимых разъяснений по представленной информации;

4) выявление признаков операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

5) создание единой информационной системы в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

Федеральная таможенная служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию;

осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль

Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, а также изданию в пределах своей компетенции индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.

Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются:

а) надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг;

б) надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;

в) надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе до внесения изменений в Федеральный закон "О рекламе".

Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору на финансовых рынках, и находится в ведении Правительства РФ. Основными функциями Федеральной службы по финансовым рынкам являются:

а) осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг;

б) обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ;

в) осуществление в рамках установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ функций по контролю и надзору в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда РФ, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж

ЦБ РФ выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

5) устанавливает правила проведения банковских операций;

6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ,

7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее - банковский надзор);

10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ;

13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

14) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ;

15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса РФ;

17) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные

Банк России осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.

II. Специализированные финансовые институты (финансовые посредники) либо непосредственно участвуют в перераспределении финансовых ресурсов, либо являются частью инфраструктуры финансового рынка, обеспечивающей эффективность и безопасность этого перераспределения. Они, взаимодействуя с хозяйствующими субъектами, населением и между собой, способствуют аккумулирования небольших сбережений многих мелких владельцев (инвесторов) и последующему долгосрочному инвестированию аккумулированных средств.

Финансовые посредники являются денежными фондами, имеющими статус юридического лица. Обслуживают финансовый рынок, работают исключительно на основе специальных лицензий и не могут заниматься производственной или торговой деятельностью.

В международной практике выделяют 3 основных типа финансовых посредников:

1. сберегательно-кредитные институты (банки, кредитные союзы);

2. контрактно-сберегательные (негосударственный пенсионный фонд, страховые компании);

3. инвестиционный тип финансовых институтов (название в России и за рубежом не совпадают) (инвестиционные фонды: взаимные, открытые, паевые, акционерные и др.; общие фонды банковского управления (ОФБУ), инвестиционные компании, трастовые фонды).

В России к специализированным финансовым институтам относят:

1. кредитные организации, включающие:

· коммерческие банки;

· небанковские кредитные организации*.

2. страховые организации;

3. негосударственные пенсионные фонды;

4. профессиональные участники РЦБ (сегодня их 7 видов, так как существует 7 видов деятельности):

ü брокеры (покупают и продают ценные бумаги по поручению клиентов);

ü дилеры (дилером может быть только юридическое лицо);

ü управляющие ценными бумагами (они управляют инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами, персональными портфелями);

ü организаторы торговли – делятся на фондовые биржи (в России зарегистрировано 10 бирж) и организаторов торговли (3 валютные биржи: ММВБ, Валютная биржа «Санкт-Петербург» и СМВБ в Новосибирске), Особое место занимает РТС – биржа и организатор торговли в одном лице;

ü депозитарий – хранилище ценных бумаг;

ü регистраторы (держатели реестров – списки владельцев ценных бумаг);

ü клиринговые организации (учет взаимозачетов и взаимопоставок ценных бумаг).

III. Финансовые службы предприятий, организаций и учреждений.

Непосредственная организация и управление финансами в негосударственном секторе экономики на основе действующего законодательства осуществляется собственниками в лице руководителей финансовых и бухгалтерских служб.

Существуют предприятия, в которых организованы самостоятельные финансовые службы, и предприятия, где роль финансовых служб выполняет бухгалтерия.

Самостоятельность службы зависит от:

· размеров предприятий;

· объемов предприятий (объемов выручки);

· представлений собственника о том, как должна быть организована служба.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: