Смешанная и интермодальная перевозка.
Транспортная логистика.
Транспорт – отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов.
Затраты на выполнение транспортных операций составляют до 50% общих затрат на логистику. Транспорт состоит из двух подсистем:
Транспорт общего пользования (магистральный) – отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Обслуживает сферу обращения и население. Железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный, трубопроводный.
Транспорт необщего пользования – внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям. Является составной частью производственных систем.
Смешанная перевозка – перевозка, осуществляемая последовательно несколькими видами транспорта.
информационные и финансовые потоки
материальные потоки
Логистическая организация смешанной перевозки
Сравнительная характеристика смешанной и интермодальной перевозки
Смешанная перевозка | Интермодальная перевозка |
Два и более видов транспорта | Два и более видов транспорта |
Отсутствие единого оператора процесса перевозки | Наличие единого оператора процесса перевозки |
Несколько транспортных документов | Единый транспортный документ (накладная FIATA FBL) |
Отсутствие единой тарифной ставки фрахта | Единая тарифная ставка фрахта |
Последовательная схема взаимодействия участников | Последовательно-центральная схема взаимодействия участников |
Разрозненная и в результате пониженная ответственность за груз | Единая и в результате высокая ответственность за груз |
Главная задача транспортной логистики – обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса, согласование их экономических интересов, а также использование единых систем планирования.
Техническая сопряженность – согласованность параметров транспортных средств как внутри отдельных видов, так и в межвидовом разрезе.
Технологическая сопряженность – применение единой технологии транспортировки, прямые перегрузки, бесперегрузочное сообщение.
Экономическая сопряженность – общая методология исследования конъюнктуры рынка и построения тарифной системы.
Другие задачи:
создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей;
обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;
выбор вида транспортного средства;
определение рациональных маршрутов доставки.
Транспортный коридор – часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные грузовые перевозки между отдельными географическими регионами. Включает в себя: подвижные транспортные средства и стационарные устройства всех видов транспорта, работающих на данном направлении, а также совокупность правовых условий осуществления этих перевозок.
Транспортная цепь – этапы перевозок груза на определенные расстояния, в течение определенного периода времени, с использованием транспортных средств одного или нескольких видов транспорта. Все это время грузы остаются в неизменном виде.
Выбор вида транспортного средства. Основные преимущества и недостатки с точки зрения логистики:
Автомобильный. Традиционно используется для перевозок на небольшие расстояния (раньше 50-100, теперь 200-300км).
преимущества: высокая маневренность, доставка от двери до двери с необходимой степенью срочности, регулярность поставки, поставки мелкими партиями, менее жесткие требования к упаковке товара;
недостатки: высокая стоимость, срочность разгрузки, возможность хищения груза и автомобиля, сравнительно малая грузоподъемность, экологические требования.
Железнодорожный.
преимущества: хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях, сравнительно быстрая доставка груза на большие расстояния, перевозки регулярны, возможно эффективное проведение погрузочно-разгрузочных работ, невысокая стоимость, система скидок;
недостатки: ограниченное число перевозчиков, низкая возможность доставки к пунктам потребления, невысокая степень сохранности груза;
Морской. Самый крупный перевозчик в международных перевозках.
преимущества: низкие грузовые тарифы и высокая провозная способность;
недостатки: низкая скорость, жесткие требования к упаковке и креплению грузов, малая частота отправок, зависимость от погодных условий, требует сложной портовой инфраструктуры.
Речной.
преимущества: при перевозках грузов весом более 100 тонн на расстояние свыше 250км самый дешевый;
недостатки: малая скорость доставки, низкая доступность в географическом плане;
Воздушный.
преимущества: наивысшая скорость, возможность достижения отдаленных районов, высокая сохранность грузов;
недостатки: высокие грузовые тарифы, зависимость от метеоусловий, низкая надежность соблюдения графика поставки;
Трубопроводный.
преимущества: низкая себестоимость при высокой пропускной способности, высокая степень сохранности;
недостатки: узкая номенклатура подлежащих доставке грузов.