Анализ качества продукции. Показатели качества

АНАЛИЗ ПОТЕРЬ ОТ БРАКА

Брак производства не является параметром (показателем) качества продукции, так как брак – это непроизводительные затраты. Бракованной является продукция, которая не может быть использована по назначению.

Брак делится на исправимый и неисправимый. К исправимому браку относят изделия, затраты на исправление которых не превышают затрат по изготовлению новых (т. е. после дополнительных затрат). Неисправимый (окончательный) брак предполагает, что дополнительные затраты проводить невозможно или нецелесообразно.

Исправление брака приводит к удорожанию себестоимости продукции, снижению прибыли, а неисправимый брак – к снижению объема производства, повышению себестоимости и снижению прибыли.

По месту выявления брак делится на внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями).

Анализ потерь от брака осуществляют следующим образом: определяют величину окончательно забракованной продукции по периодам (прошлый год и отчетный), находят отклонение, дают оценку; анализируют показатели в динамике; определяют удельный вес брака в себестоимости товарной продукции по периодам, дают оценку; определяют влияние изменения потерь на величину объема выпуска, т. е. сумму недовыпущенной продукции в результате допущенного брака. Чтобы рассчитать объем недовыпущенной продукции, необходимо объем продукции отчетного года умножить на уровень брака в себестоимости товарной продукции и разделить на 100 %.

Затем выявляются причины снижения качества и допущенного брака по местам их возникновения, центрам ответственности, разрабатываются мероприятия по устранению брака и повышению качества.

Основные причины снижения качества: низкое качество исходного сырья; низкий технический уровень основных фондов; низкий уровень организации и технологии производства; недостаточная квалификация рабочих; аритмичность производства.

Вопрос качества – это вопрос экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Качество характеризуется надежностью, долговечностью, безопасностью, наличием или отсутствием рекламации.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей продукции независимо от ее вида и назначения: объем и удельный вес сертифицированной продукции в общем объеме выпуска продукции; удельный вес новой продукции в общем ее выпуске; средний коэффициент сортности; удельный вес экспортируемой продукции и т. д.

Частные показатели качества характеризуют технические и потребительские свойства продукции.

Целесообразно осуществлять анализ качества на стадии проектирования. С 1 января 1992 г. введена сертификация продукции: авторитетный орган проверяет и удостоверяет соответствие отдельных видов продукции требованиям, определенным в нормативно‑технических документах.

Анализ качества начинается с общей оценки выполнения задания и динамики выпуска сертифицированной продукции (СП). Данные для анализа берутся из оперативно‑технического учета и отчетности.

Аналитическими показателями, характеризующими качество, являются удельный вес или коэффициент сертифицированной продукции в общем объеме выпущенной продукции в действующих оптовых ценах предприятия (без НДС и акцизов).

Сопоставляя фактический удельный вес или коэффициент сертифицированной продукции с аналитическими показателями за прошлый год или заданием, можно судить о повышении качества или изменении качества по сравнению с прошлым годом.

В условиях рыночной экономики усиливается значение экономических форм защиты интересов потребителей от поставок им некачественной продукции. Одной из форм защиты является право потребителя на предъявление поставщику рекламаций – претензий в связи с поставкой продукции, качество которой не соответствует условиям договора или контракта на поставку продукции.

Наличие или отсутствие рекламаций является обобщающим показателем нестабильности (стабильности) качества продукции.

В заключение анализа необходимо выявить влияние рекламирования продукции (снижение качества) на финансовые результаты. Для расчета количественного влияния необходимо плановую долю прибыли или долю прибыли за предыдущий год в общем объеме реализованной продукции умножить на объем зарекламированной продукции в действующих оптовых ценах.

Наряду с указанными показателями определяется и анализируется коэффициент сортности – отношение стоимости продукции всех сортов к стоимости продукции, исчисленной по первому сорту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: