Коммерческими называются расходы, связанные со сбытом продукции. В их состав входят: расходы на тару и упаковку изделия на складах готовой продукции; транспортные расходы по сбыту продукции, производимые за счет поставщика согласно условиям поставок (погрузка, доставка, разгрузка); комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым организациям, посредникам; расходы по содержанию помещений для хранения ГП в местах ее реализации и оплате труда продавцов; рекламные расходы; др. Аналогичные затраты.
Затраты на тару включаются в состав коммерческих расходов только в том случае, когда затаривание и упаковка ГП производится непосредственно на складах готовой продукции. Если это происходит в цехе, то стоимость упаковки включается в производственную себестоимость готовой продукции.
Наибольший удельный вес, как правило, занимают транспортные расходы. Они зависят от условий поставок, определенных в договоре.
Наиболее распространены следующие виды условий поставок;
- франко - склад поставщика - все расходы, связанные с отгрузкой, организация - поставщик включает в платежное требование (стоимость погрузочно-разгрузочных работ на складе, на станции железной дороги, стоимость перевозки);
- франко - станция отправления - поставщик включает в счет расходы до станции отправления и стоимость погрузки продукции в вагоны;
- франко - вагон станция назначения - поставщик включает в счет расходы по отгрузке и сумму железнодорожного тарифа;
- франко - станция покупателя - кроме указанных расходов поставщик оплачивает разгрузочно-погрузочные работы на станции покупателя, на его складе и стоимость перевозки до его склада.
В целях налогообложения моментом реализации считается дата перехода прав собственности на отгруженную продукцию.
Если стороны в договоре определили момент перехода права собственности на ГП, то признание расходов по доставке зависит от этого условия.
Если такие даты в договоре не определены, то право собственности возникает с момента передачи вещи. При этом передачей считается вручение приобретателю, сдача ее перевозчику для отправки покупателю.
Таким образом, расходы, понесенные поставщиком до этого, включаются в состав расходов на продажу.
Расходы на продажу учитываются на одноименном активном счете 44 «Расходы на продажу» Дебетовое сальдо счета 44 - расходы на продажу по отгруженной, но не реализованной продукции, оборот по дебету — расходы текущего месяца, оборот по кредиту - списание коммерческих расходов на результаты от реализации продукции.
В учетной политике организации может быть предусмотрено два варианта списания расходов на продажу:
-расходы на упаковку и транспортировку, входящие в состав коммерческих расходов, включаются в себестоимость конкретных видов продукции прямым путем, либо распределяются между видами реализованной продукции пропорционально весу, объему, производственной себестоимости, др. Показателей. Все остальные коммерческие расходы ежемесячно относятся на себестоимость реализованной продукции;
-все коммерческие расходы ежемесячно списываются на себестоимость реализованной продукции.
Следует помнить, что коммерческие расходы участвуют в формировании полной себестоимости готовой продукции.
Аналитический учет коммерческих расходов ведется в ведомости № 15, если необходимо в разрезе статей. Затем итоговые данные по дебету счета 44 «Расходы на продажу» переносятся в журнал - ордер 10, а списание расходов на продажу, то есть кредитовые записи по счету 44 «Расходы на продажу» отражаются в журнале - ордере 11.
Рассмотрим несколько примеров по учету и распределению коммерческих расходов.
Пример 3. В декабре 2014 года коммерческие расходы предприятия составили: транспортные расходы - 12 000 рублей (без НДС), стоимость тары и упаковки - 2 000 рублей, комиссионное вознаграждение посреднику -1 200 рублей, расходы на рекламу - 80 рублей (без НДС). Согласно учетной политике ежемесячно все расходы на продажу списываются и распределяются между видами готовой продукции пропорционально фактической производственной себестоимости. Допустим, фактическая производственная себестоимость изделий «А» составила в отчетном месяце 100 000 рублей, а изделий «Б» - 110 000 рублей.
Ведомость № 15 за декабрь 2014 года к счету 44 «Расходы на продажу»
| № строки | Кредитуемые счета Дебетуемые счета, статьи аналитического учета | Разные суммы, отраж. В других журналах-ордерах | Итого за месяц | ||||||||
| Транспортные расходы | |||||||||||
| Стоимость тары и упаковки | |||||||||||
| Комиссионное вознаграждение посреднику | |||||||||||
| Расходы на рекламу | |||||||||||
| Итого по счету 44 |
Журнал - ордер 10 за декабрь 2014 года
| С кредита счетов В дебет счетов | Разные суммы, отр. в др.жур. ордерах | ИТОГО | |||||||||
| 20 «Основное производство» 23»Вспомогательное производство» 25»Общепроизводственные расходы» 28»Брак в производстве» | |||||||||||
| Итого по сч.20,23,25,28 | |||||||||||
| 26 «Общехозяйственные расходы» | |||||||||||
| 44 «Расходы на продажу» | |||||||||||
| ВСЕГО по журналу |
СПРАВКА БУХГАЛТЕРИИО РАСПРЕДЕЛЕНИИ РАСХОДОВ НА ПРОДАЖУ ЗА ДЕКАБРЬ 2014 ГОДА
| Дт | База распределения – фактическая производственная отгруженной продукции | % | Сумма, руб. | |
| Счет | Изделие | |||
| «А» | 100 000 | 7,2762 | ||
| «Б» | 110 000 | 7,2762 | ||
| ИТОГО | 210 000 |
Коэффициент распределения =
= 0, 72762 или 7, 2762%
Выписка из журнала-ордера № 11 за декабрь 2014 года
| Кредит счетов Дебет счетов | 44 «Расходы на продажу» | И т.д. | ВСЕГО |
| 90 «Продажи» | |||
| И т.д. | |||
| ВСЕГО |