Виды конфликтов в педагогическом процессе и способы их разрешения

Система педагогического взаимодействия. Сущность и принципы педагогического взаимодействия. Педагогическое общение, его функции, стили. Технология разрешения педагогического конфликта.

Гуманизация образовательного процесса.

Личность ученика как субъекта и объекта образовательного процесса. Ребенок и его позиция в образовательном процессе. Права ребенка как педагогические ценности.

Гуманизация – ключевой элемент нового педагогического мышления. Основным смыслом образования в этом становится развитие личности. Если раньше педагог должен был передавать знания учащимся, то гуманизация выдвигает другую задачу – способствовать всеми возможными способами развитию ребенка. Ключевое понятие гуманистической философии образования - «гуманизм».Это выражение особого отношения к человеку как высшей ценности жизни. Гуманность - это качество личности, представляющая собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как высшей ценности. Гуманизация — защита интересов человека во всех сферах человеческой деятельности, установление примата человека над машиной. Приоритетнымфактором в обучении с гуманистических позиций является личность ученика. Гуманизация образования — это гуманное (человеческое) отношение кученику, умение видеть в нем человека и принимать его таким, какой он есть,а не пытаться его «подогнать», переделать. «Гуманистическая позиция педагога должна заключаться в том, чтобы принятьребенка таким, какой он уже есть, с такой жизнью, которой он уже живет, ивключить в содержание своих общений с ним его жизнь во всех ее проявлениях,интересоваться этой жизнью, стать ее соучастником. Умение и готовностьпринятия других людей, в частности учеников, такими, каковы они есть, с ихиндивидуальными особенностями, не давая оценок этим особенностям, то естьтолерантность, является основой гуманизации. В образовании это предполагаетготовность педагога обучать разных детей по-разному и ценить неоценивая...»

Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь.
Важнейшей характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере.
Педагогическое общение - система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. Педагог является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им.

Общение в педагогической деятельности выступает как средство решения учебных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений воспитателя и детей, обеспечивающий успешность обучения и воспитания.

Его основными параметрами являются взаимоотношение, взаимоприятие, поддержка, доверие, синтонность и др.

Под стилем педагогического общения понимаются индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся. В нем находят выражение:

· коммуникативные возможности педагога;

· сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;

· творческая индивидуальность педагога;

· особенности учащихся.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на:

· авторитарный;

· демократический;

· попустительский (А.В. Петровский, Я.Л. Коломинский и др.).

При авторитарном (монологическом) стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Противодействие школьников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций.
Педагоги, придерживающиеся этого стиля общения, не позволяют проявить учащимся самостоятельность и инициативу. Они, как правило, не понимают учащихся, не адекватны в их оценках, основанных лишь на показателях их успеваемости. Авторитарный педагог акцентирует внимание на негативных поступках школьника, но при этом не принимает во внимание мотивы этих поступков.
Внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов (успеваемость, дисциплина на уроке и т.п.) чаще всего позитивны, но социально-психологическая атмосфера в таких классах, как правило, неблагополучная.

Попустительский (анархический, конформный) стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся. Следствием подобной тактики является отсутствие контроля за деятельностью школьников и динамикой развития их личности. Успеваемость и дисциплина в классах таких педагогов, как правило, неудовлетворительны.
Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.
Альтернативой этим стилям общения является диалогический стиль участников педагогического взаимодействия, чаще называемый демократическим. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля:

· взаимоприятие;

· взаимоориентация.

Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны:

· активно-положительное отношение к учащимся;

· адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач;

· им свойственны глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения;

· умение прогнозировать развитие личности школьника.

Наиболее эффективным взаимодействие педагога и учащихся оказывается в случае ориентации обеих сторон на сотрудничество в условиях совместной деятельности. Однако, как показала педагогическая практика, наличие общей цели еще не гарантирует отсутствия различных трудностей и противоречий в ее организации и осуществлении.
Отражением этих противоречий между участниками совместной деятельности является межличностный конфликт. Он представляет собой некую ситуацию взаимодействия людей, которые либо преследуют взаимоисключающие или недостижимые одновременно обеими сторонами цели, либо стремятся реализовать в своих взаимоотношениях несовместимые ценности и нормы.
Можно выделить три фазы протекания конфликта в педагогической ситуации:

· 1 фаза - конфликтное острое начало с явным нарушением социально ценных норм и ценностей одним из участников ситуации;

· 2 фаза - ответная реакция "соперника", от формы и содержания которой зависит исход конфликта;

· 3 фаза - относительно быстрое и радикальное изменение бытующих норм и ценностей в двух различных направлениях - улучшения или ухудшения ранее сложившихся отношений.

Конкретные педагогические ситуации, особенно острые и конфликтные, возникают и у опытных, и у начинающих учителей. Очень важно для учителя выйти из конфликтной ситуации с достоинством и творческой удовлетворенностью в своей работе.
Способы разрешения конфликта, особенно если он не зашел далеко, известны и доступны каждому - это нежность, юмор и шутка. В более сложных ситуациях мы прибегаем к компромиссу, делая уступки друг другу, или обращаемся к третьему, независимому лицу (третейский суд), или сами проводим анализ, стремясь разобраться в себе и своих поступках, и только в исключительных случаях используем принуждение и временное расставание. Педагог не имеет права пойти на создание конфликта, если он не владеет технологией разрешения конфликта.

Конфликтное взаимодействие понимается как реализация участниками конфликтной ситуации своих антагонистических позиций. При этом их действия, связанные с достижением своих целей, тормозят решение задач противников. Как показывают наблюдения, отношение педагогов к межличностным конфликтам и их действия в ситуациях конфликтного взаимодействия неоднозначны. Так, педагоги с авторитарным стилем общения нетерпимы к любой конфликтной ситуации. Они считают ее угрозой своему авторитету. Поэтому любая конфликтная ситуация, участником которой является авторитарный педагог, переходит в стадию открытого столкновения.
Дифференцированный подход к межличностным конфликтам позволяет извлечь из них максимальную пользу.

Межличностные конфликты, возникающие между педагогами и учащимися, по своему содержанию могут быть деловыми и личными.
Технология разрешения конфликтов

· 1 этап – обнаружение конфликта

· 2 этап – анализ ситуации

· 3 этап – разрешение конфликта.

· проявление нежности по отношению к партнеру - Например,
на очередную раздраженную реплику ученика, что к нему все
придираются, учитель может ответить так: «Не знаю, как другие, а у
меня всегда так получается - кого сильнее всех люблю, тому большевсех от меня достается. Ты уж прости меня, пожалуйста...»

· использование

· компромисс - оглашение достоинств детей («вы уже взрослые...», «Зная вашу справедливость...», «Полагаясь на вашу любовь к истине...»), приглашение к совместному обсуждению проблемы («Я обращаюсь к вам за советом...», «Я прошу вас предложить свои варианты...», «Я рассчитываю на вашу помощь...»), свободная дискуссия, принятие решения и его осуществление.

· третейский суд - конфликтующие стороны обращаются за советом к третьему, независимому лицу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow