НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Динамизм развития цивилизации, стремительные изменения в технике и
технологиях, интеллектуализация труда, усиление потока новой информации,
повышение социальной роли личности, ее материальных и духовных запросов – все это требует не только приобретения определенных знаний и умений, необходимых для начала профессионально-трудовой и общественной деятельности, исполнения семейных обязанностей, но и постоянного развития, творческого обновление и усовершенствования личности на протяжении всей жизни. В этом заключается сущность непрерывного образования и воспитания.
Для удовлетворения образовательно-воспитательных потребностей населения в
Республике Беларусь создается национальная система непрерывного образования и воспитания, которая содержит следующие основные компоненты:
- дошкольное воспитание и обучение;
- общее образование;
- профессиональное образование;
- семейное воспитание;
- общественное воспитание;
|
|
- самообразование и самовоспитание.
Идея непрерывного образования реализуется в профессиональном педагогическом образовании.
Непрерывное педагогическое образование – это социально-педагогическая система взаимосвязанных форм, этапов, средств, способов подготовки учителя, повышения его профессионального мастерства, развития личностных качеств и способностей на протяжении всей жизни.
Цель НПО состоит в формировании разносторонне развитой, гармоничной, свободно мыслящей, творческой личности учителя. Ведущими характеристиками такой личности являются: высокий уровень развития психолого-педагогической культуры, потребность в самообразовании и самовоспитании, в совершенствовании педагогического мастерства; любовь к детям, ответственность за их судьбу, понимание их возрастных и индивидуальных особенностей; политическая, экономическая и компьютерная грамотность, сформированность научного мировоззрения; высокий уровень общей культуры и эрудиции; социальная активность.
В концепции непрерывного педагогического образования (1991) рассматриваются 3 этапа профессионального становления учителя, которые образуют единую систему:
1 этап – допрофессиональная подготовка (средние общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, учреждения внешкольного обучения и воспитания);
2 этап – профессиональное образование (университеты, колледжи);
3 этап – послевузовское образование (аспирантура, докторантура, ИПК, ФПК)