Стратегическое планирование – процесс формулирования миссии и целей организации, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределение с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем.
Вопросы: -каково настоящее положение организации, какова стратегическая ситуация, в которой она находиться; -в каком положении руководство организации хочет видеть ее в будущем; -какие препятствия могут возникнуть на пути; -что и как нужно сделать, чтобы достичь целей руководства?
По форме структуре – документ; по пути и содержанию – набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений.
Стратегия:
1)общий комплексный план, который обеспечивает осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации.
2)генеральное направление действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести к ее поставленной цели.
Стратегия организации – генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей.
|
|
Методы анализа:
1)Ситуационный. Сущность методики в последовательном рассмотрении элементов внешней и внутренней среды и оценке их влияния на возможности (внешний, внутренний анализ);
2)STEP – методика анализа ключевых элементов макросреды организации: социально-демографический фактор, экономические факторы, технико-технологические, правовые, экологические, политические, этические.
Анализ направлен на оценку существенных изменений и новых тенденций в макросреде организации, а также на определене их значимости в организаии.
3)SWOT – анализ. Суть – чтобы определить и оценить сильные и слабые стороны организации и соотнести их с возможностями и опасностями рынка.
4)Gap – анализ – анализ стратегического разрыва, который позволяет определить расхождение между желаемым и реальным в деятельности организации.
Процесс оценки стратегической ситуации:
1.сбор информации о настоящем положении организации;
2.анализ отклонений от запланированного состояния;
3.проектирование сценария.
Факторы, влияющие на стратегию: вид бизнеса, составляюще внешнего окружения, характер целей, уровень риска, внутр структура организации, ее сильные и слабые стороны, опыт реализации прошлых стратегий, фактор времени.
Выбор стратегии – выбор средств, с помощью которых организация будет решать стоящие перед ней задачи.
Процесс выбора стратегии включает стадии:
1- разработка – создаются стратегии, позволяющие достичь поставленные цели;
|
|
2- доводка – стратегия дорабатывается до уровня адекватности целям развития организации во всем их многообразии;
3- Анализ (оценка) – анализируются альтернативы в рамках выбранной общей стратегии организации.
Основные компоненты стратегического плана фирмы, их содержание
Классификация показателей плана
Показатели планов – это форма выражения управленческих решений, заключающихся в плане.
Утверждаемые – по которым устанавливаются задания в плане (объем выпуска пром продовольственным цехом);
Расчетные – не устанавливаются задания в плане, выполняют вспомогательную роль по отношению к утврждаемым (показ за отчетный период);
Абсолютные – определяются в абсолютном выражении;
Относительные – устанавливаются в относительных величинах, в %, коэфффициентах (показатель рентабельности);
Натуральные – устанавливаются в натуральном выражении (в тоннах);
Стоимостны е – определяются только в денежном выражении;
Качественные – удельный вес продаж в общем объеме продукции;
Количественные – объемные показатели (объем розничного товара) и сетевые показатели (развитие сети школ в регионе).
Классификация планов в зависимости от временной ориентации идей планированя:
Реактивное – постановление целей на основе анализа предполагаемого периода, это значит, что ситуация, сложившаяся в прошлом, будет перенесена в будущее, т.е. это планирование ориентированноее на прошлое, планироване на основе прошлых периодов.
Инактивное – приспосабливается к настоящему
Преактивное – устремляется в будущее
Интерактивное – целеноправлено проект-т будещее.