Планирование и прогнозирование как функции управления
Предполагает принятие решения о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей. Это подготовка сегодня к завтрашнему дню, определение того, что требуется и как этого добиться.
Планирование необходимо для достижения организацией следующих целей: повышение контролируемой доли р-ка;
- предвидение требований потребителя; выпуск продукции более высокого качества;
- обеспечение согласованных сроков поставок;
-установление уровня цен с учетом условий конкуренции;
- поддержание репутации фирмы у потребителей.
План представляет собой сложную социально-экономическую модель будущего состояния организации. Обычно организация формирует единый план для управления ее общей деятельностью, но в ее рамках отдельными менеджерами применяются для достижения определенных целей и задач организации различные методы.
Планирование предполагает использование всех методов, тактик и процедур, которые менеджеры используют для планирования, прогнозирования и контроля будущих событий.
|
|
С помощью функции планирования в определенной мере решается проблема неопределенности в организации. Планирование помогает менеджерам лучше справиться с неопределенностью и более эффективно на нее реагировать. Поэтому следует учитывать то, что неопределенность является одной из основных причин, по которой планирование может помочь организации лучше управлять в условиях неопределенности, более эффективно реагировать на изменения внеш. среды
Планирование предполагает:
- обоснованный набор целей;
- определение политики;
- разработку мер и мероприятий (образа действий);
- методы достижения целей;
- обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений.
Виды прогнозов:
а) экономические прогнозы — носят преимущественно общий характер и служат для описания состояния экономики в целом по компании или по конкретным изделиям;
б) прогнозы развития конкуренции — характеризуют возможную стратегию и практику конкурентов, их долю на рынке и т.д.;
в) прогнозы развития технологии — ориентируют пользователя относительно перспектив развития технологий;
г) прогнозы состояния рынка – используются для анализа рынка товаров;
д) социальное прогнозирование — исследует вопросы, связанные с отношением людей к тем или иным общественным явлениям.
Текущее планирование осуществляется путем разработки (обычно на 1 год) оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразделений в международном масштабе, в частности программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению.
|
|
Основные звенья текущего плана произ-ва:
– Календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами. Календарные планы производства составляются на основе сведений о наличии заказов, обеспеченности их материальными ресурсами, степени загрузки производственных мощностей и их использовании с учетом обусловленных сроков исполнения каждого заказа. В календарных планах производства предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, сооружение новых предприятий, обучение рабочей силы.
– В планы по сбыту продукции и предоставлению услуг включаются показатели по экспорту продукции, зарубежному лицензированию, предоставлению технических услуг и обслуживанию.
– Оперативные планы реализуются через систему бюджетов или финансовых планов, которые составляются обычно на год или на более короткий срок по каждому отдельному подразделению – центру прибыли, а затем консолидируются в единый бюджет, или финансовый план фирмы.
Бюджет формируется на основе прогноза сбыта (г/о обеспеченности заказами и распределения ресурсов), что необходимо для достижения намеченных планом финансовых показателей. При его составлении, прежде всего, учитываются показатели, разработанные в перспективных или оперативных планах. Бюджет фирмы охватывает все стороны ее деятельности и базируется на оперативных планах отделений фирмы, поэтому он служит также средством координации работы всех звеньев фирмы.
Текущее планирование заключяется в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, внедрение новых технологий.