Теория X
1. Человек изначально не любит работать и будет избегать работу.
2. Человека следует принуждать, контролировать, угрожать наказанием
для достижения целей организации.
3. Средний человек предпочитает, чтобы им руководили, он избегает от
ветственности.
1. Работа так же естественна, как игра для ребенка.
2. Человек может осуществлять самоуправление и самоконтроль. Награда -
результат, связанный с достижением цели.
3. Средний человек стремится к ответственности.
Таким образом, формируются два взгляда на управление: авторитарный взгляд, ведущий к прямому регулированию и жесткому контролю, и демократический взгляд, который поддерживает делегирование полномочий и ответственности.
На основе этих теорий разработаны и другие, которые представляют собой различные сочетания вышеприведенных. В западном бизнесе популярна также теория "управленческой решетки", разработанная Р.Блейком и Дж.Мутоном. Они указывали, что трудовая деятельность разворачивается в
силовом поле между производством и человеком. Первая силовая линия определяет отношение руководителя к производству. Вторая линия (вертикальная) определяет отношение руководителя к человеку (улучшение условий труда, учет желаний, потребностей и т.д.).
Рассмотрим различные стили руководства, приведенные на рис.5.
Внимание 9 1.9 9.9
к человеку__________________________________________
7 6
5 5.5
4
3
2
1 1.1 9.1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 Внимание к
производству
9.1 -диктатор; 1.1 - пессимист;
1.9 - демократ; 9.9 - организатор.
Рис. 5. Стили руководства
Тип 1.1- руководитель ни о чем не заботится, работает так, чтобы не быть уволенным. Такой стиль считается чисто теоретическим. Однако может иметь место в тех случаях, когда руководитель ждет увольнения (в случае закрытия предприятия, ухода на пенсию и т.п.).
Тип 9.1 - стиль жесткого администрирования, при котором для руководителя единственной целью является производственный результат. Он не принимает во внимание ничего, что связано с работником (его потребности, физическое самочувствие и т.д.). Руководитель осуществляет регулярный и детализированный контроль. Принимает решения единолично. При этом, как правило, ставит перед работниками частичные задачи без объяснения перспективы. Этот стиль руководства может быть эффективным в условиях чрезвычайных обстоятельств (аварии, стихийные бедствия), в армии, на начальных стадиях развития производства. Он может быть эффективным также в группах, состоящих из сотрудников, имеющих различный уровень образования.
Тип 1.9 - либеральный или пассивный стиль руководства. В данном случае основное внимание руководитель уделяет человеческим отношениям. Он предоставляет подчиненным полную свободу. Этот стиль управления может быть эффективным в трудовых коллективах с высокой мотивацией к работе, в творческих коллективах, состоящих из работников, имеющих приблизительно одинаковый уровень образования. При этом производственный процесс должен быть хорошо отлаженным.
Тип 5.5 находится в середине "управленческой решетки". При таком компромиссе достигаются средние результаты труда, не может быть резкого прорыва вперед. В то же время такой стиль руководства способствует стабильности и бесконфликтности.
Тип 9.9 считается наиболее эффективным. Руководитель старается так построить работу своих подчиненных, чтобы они видели в ней возможности самореализации и подтверждения собственной значимости. Цели производства определяются совместно с сотрудниками. В литературе есть рекомендации по определению стиля руководства в зависимости от уровня зрелости подчиненных.
Выделяют следующие уровни зрелости подчиненных и соответствующие им стили руководства:
1. Низкий уровень зрелости. Он означает, что подчиненные не способны
выполнить задачу и не хотят брать на себя ответственность. Соответствующий стиль руководства называется "приказание".
2. Уровень зрелости от низкого до среднего. Подчиненные еще не способны, но уже хотят взять на себя ответственность. Стиль руководства, соответствующий этому уровню зрелости называется "внушение". Здесь
требуется добиваться от подчиненного понимания задачи, а также проявлять снисходительность в отношении возможного сопротивления.
3. Уровень зрелости от среднего до высокого. Подчиненные способны, но
не готовы взять на себя ответственность. Стиль руководства подразумевает совместное обсуждение и называется "участие".
4. Высокий уровень зрелости подчиненных. Они способны и хотят принять ответственность за поставленную задачу. Здесь речь идет о передаче полномочий. Стиль получил название "делегирование".
Предположим, что руководителю необходимо подготовить и отправить письмо.
В первом случае секретарю следует продиктовать текст письма, а затем перед отправкой его проверить.
Во втором случае необходимо рассказать секретарю о ситуации и предложить составить конспект письма. Затем этот конспект обсудить вместе с ним.
В третьем случае, так же как и во втором, рассказать секретарю о ситуации. Затем необходимо ответить на его вопросы, если они возникнут. Контроль следует осуществлять только в том случае, если секретарь об этом попросит.
В четвертом случае необходимо поставить перед секретарем задачу. Ее выполнение предоставляется самому сотруднику. Контроль осуществлять не следует.
Тренировочное задание | Ответ \ Решение | |||||||||||||||||||||||||||
1. определите тип общения руководителя с подчиненными, если они обладают следующими характеристиками:
а) не могут выполнить работу и не хотят брать на себя ответственность.
б) Хотят взять на себя ответственность, но не в состоянии это сделать.
в) Могут выполнять работу, но не хотят.
г) Могут и хотят выполнять работу.
Обоснуйте Ваши действия по отношению к ваше названным подчиненным. Действия должны включать:
1) Формулировку задачи
2) Разъяснение выполнения
3) Контроль
2. определите потребности человека (примерно 15). Оцените важность для Вас каждой потребности в следующей схеме:
3. составьте бланк для оценки мотивации работника в отношении выполнения какой-либо работы, используя положения теории ожидания. |
1.3. Кадровое планирование
Для руководства предприятия важна возможность располагать персоналом, который необходим для выполнения производственных задач.
Этот персонал должен быть в определенное время, в определенном месте, в нужном количестве и с соответствующей квалификацией. Кроме того, кадровое планирование должно быть нацелено на создание мотиваций на более высокую производительность труда и удовлетворенность работой."
Кадровые вопросы решаются в рамках общей предпринимательской деятельности. Необходимость кадрового планирования обусловлена ускоренными технико-организационными изменениями предприятий. Кадровое планирование позволяет своевременно находить и готовить работников для выполнения новых производственных задач, а также может смягчить проблемы высвобождения работников.
Эти задачи нельзя решить за короткий срок. Так, по оценкам немецких специалистов, подготовка квалифицированных рабочих всех категорий для химической промышленности может потребовать от 4 до 5 лет.
Кадровое планирование служит также примирению интересов руководителей предприятия и трудового коллектива. Если раньше считали, что кадровое планирование необходимо лишь в случае дефицита рабочей силы, то сейчас существует мнение, что оно необходимо и при наличии безработицы (так как даже в условиях достаточно высокой безработицы возникают трудности с поиском квалифицированных работников).
Ошибочное кадровое планирование на предприятии приводит к социальным издержкам для всего общества. Эти издержки находят выражение в безработице, в росте профзаболеваний, в росте количества инвалидов и т.д.
Кадровое планирование должно дать ответы на следующие вопросы.
• Сколько работников, какой квалификации, когда и где необходимы
(планирование потребности в кадрах)?
• Каким образом можно привлечь необходимый или сократить излишний
персонал, учитывая социальные аспекты (планирование привлечения
или сокращения персонала)?
• Каким образом можно использовать работников в соответствии с их
способностями (планирование использования кадров)?
• Каким образом можно систематически и целенаправленно содействовать развитию кадров для выполнения квалифицированных видов работы (планирование кадрового развития)?
• Каких затрат потребуют запланированные кадровые мероприятия (рас
ходы по содержанию персонала)?
Каждое отдельное предприятие должно внедрить у себя планирование, соответствующее его потребностям. Крупным предприятиям с дифференцированной структурой персонала придется осуществлять более детальное планирование, чем малым предприятиям с относительно однород-
ным и небольшим трудовым коллективом. Начинать внедрение кадрового планирования на предприятии рекомендуется с планирования привлечения и высвобождения персонала.