В практике организации эксплуатации электровозов есть несколько способов обслуживания электровозов бригадами. Выбор способа обслуживания определяет порядок работы и отдыха локомотивных бригад, а также эффективность использования тягового подвижного состава.
Наиболее часто применяются: сменный, прикрепленный и турный способы обслуживания электровозов бригадами.
При сменном способе электровоз обслуживается любыми, свободными или очередными по графику локомотивными бригадами, которые назначаются на работу по мере окончания отдыха. Смена локомотивных бригад при этом способе обслуживания может производиться как в основном депо, так и в оборотном. Сменный способработы бригад позволяет удлинить тяговые плечи. В настоящее время сменный способ обслуживания локомотивов бригадами стал основным.
При сменном способе возможны следующие варианты организации работы бригад:
по принципу обслуживания видов движения - раздельное обслуживаниегрузовых и пассажирских поездов разными локомотивными бригадами и совместное - при котором оба вида движения обслуживаются одними и теми же бригадами;
по схемам обслуживания участков - плечевая и накладная езда (см. рис. 3.1)
При плечевой езде поездную работу выполняют локомотивные бригады одного основного депо, а при накладной — бригады двух соседних основных депо.
Рис. 3.1
Способ обслуживания локомотивов прикрепленными бригадами предполагает постоянно закрепленные бригады за каждым локомотивом. При этом способе за каждым электровозом закрепляется от трех до четырех локомотивных бригад. Количество прикрепленных бригад определяется из расчета суточного фонда времени и нормы рабочего времени локомотивной бригады. Целесообразно применять этот способ на тех участках обращения локомотивов, где они совпадают с участками обслуживания бригад.
При прикрепленном способе обслуживания электровозов бригадами ограничивается протяженность участка обращения электровозов без отцепки от поезда. Кроме того, затрудняется планирование работы бригад (предоставление отдыха и выходных дней), снижается время полезной работы электровоза.
При турном способе обслуживания электровоз обслуживается несколькими локомотивными бригадами, которые работают поочередно и
отдыхают в оборудованном вагоне, который следует в этом же поезде. При турном способе значительно увеличиваются тяговые плечи, увеличивается время полезной работы локомотивов, улучшаются и другие качественные и количественные показатели использования локомотивов.
При любом варианте организации работы бригад и электровозов должны быть выполнены следующие основные требования:
- простой электровозов наименьший;
- использование фонда рабочего времени бригады — полное;
- организация отдыха локомотивной бригады — без нарушений;
- безусловное выполнение заданного графика движения.