Вертикальная консолидация

4.

Вертикальная, она же - иерархическая консолидация - широчайше распространён­ный во времени, в пространстве и в биосфере вид консолидации групп. Впервые ВК была научно исследована норвежским учёным Шйелдруппом-Эббе в 1922 году на примере кур, хотя фактически существование ВК было очевидно для всех более-менее наблюдательных людей испокон веков. Консолидированность в таких структурах достигается подчинением большей части группы одной особи или узкой их группе. Под подчинением понимается существенное, вплоть до полного, ограничение свободы решений и поступков основной части группы; поведение группы становится детерминированным волей лиц, (особей) её возглавляющих, свобода действий которых становится практически безграничной. При этом в такой группе неизбежно возникает резкое неравенство: «благовооружённость» (скажем так) разныхеё членов может отличаться намного порядков, весьма слабо коррелируя с фактической ценностью «благообладателя» для группы как целого. Однако эта консолидированность очень прочна и во многом напоминает прочность консолидированности одного организма, хотя её члены не обязаны быть родственниками. За счёт чего такая прочность достигается?

Вспомним, что дамоклов меч любой неродственной консолидации - мошенники. Как мы неоднократно отмечали выше, «по умолчанию», любое живое существо склонно следовать краткосрочным стратегиям поведения, к которым в любой группе относятся стратегии мошенничества - извлечения сиюминутной личной выгоды в ущерб долгосроч­ному процветанию группы. Поэтому без наличия достаточно эффективных механизмов противодействия вредоносному влиянию мошенников любая консолидация обречена. Так вот, вертикальная консолидация в этом смысле крайне своеобразна: благодаря полному подчинению всей группы одной особи, последняя может быть мошенником на совершенно «законных основаниях», и лично следить, чтобы никто другой уже не мошенничал. То есть, мошенничество не искореняется, но концентрируется в одной точке без возможностей рас­пространения «вширь». Разумеется, о полном искоренении мошенничества «низов» речи быть не может, но резкое его ограничение (скажем так - лишь мелким воровством), доста­точное для прочной консолидации группы, всё-таки достигается.

Альтруизм в ВК тоже очень специфичен. Он, по большей части, «добровольно при нудителен». А очень часто - совсем не добровольно. И очень «анизотропен», то есть - рас­пределён крайне неравномерно. Но зато может быть выражен очень сильно, и потому -пригоден для предельной мобилизации сил группы. Другой вопрос - во имя чего; но это - отдельный вопрос.

При этом, такая «стратегическая» сплоченность является следствием работы всего двух, весьма краткосрочных модулей, направленных на оптимизацию текущего личного по­ложения каждого члена группы:

Ø Модуля самоутверждения;

Ø Модуля умиротворения.

Модуль самоутверждения - это, если вкратце, модуль «победи». Он теснейше связан с модулем самооценки, вполне обрисованном нами при рассмотрении инстинкта самосо­хранения и, по сути, является его вариантом. Некоторое отличие состоит лишь в его более узкой специализации. Если самооценка - как часть инстинкта самосохранения - побуждает деятельно бороться за свое процветание «вообще», то модуль самоутверждения специали­зируется на внутригрупповых ресурсах: перераспределить в свою пользу или хотя бы не допустить перераспределения в обратную сторону. Перераспределение - это, фактически, отъятие. В чисто вертикальных структурах отъятие всегда безвозмездно: какие-то элемен­ты возмездности появляются лишь с появлением элементов горизональности отношений, о которых мы будем говорить в следующей главе. Отъятие может быть выполнено силой или хитростью (или, говоря шире, психическими манипуляциями); но если б всё сводилось только к отъятию, то консолидированной группы не получилось бы - скорее наоборот.

Итак, победитель победил и отъял. Ну, казалось бы, и что? Почему на этой базе выстраивается столь прочная структура, и что её строит?

А строит её модуль умиротворения. Сей факт неоднократно и верно замечался мыс­лителями: «тиранов делают рабы». Смысл этой фразы вовсе не аналогичен, например фразе, «нет актёра без зрителя» и им подобным. Актёр без зрителя бессмысленен, но не невозможен; тиран же без раба именно невозможен - раб придаёт ему реальную физическую силу, а не только «смысл существования».

Краткосрочность модуля умиротворения является ключевым свойством, обеспечива­ющим успех такого построения. Ведь каждый человек (и не только человек) силён, прежде все-го, людьми, его поддерживающими. Самый сильный атлет не сильнее двух десятков обычных людей, объединивших свои усилия; поэтому, если бы модуль умиротворения не был бы та­ким, каков он есть, то победитель никогда не смог бы перетянуть общее одеяло на себя в таких радикальных пропорциях. Но модуль умиротворения краткосрочен - он побуждает к полной лояльности и беззаветной поддержке победителя, даже если его объективное превосходство в силе невелико, ответная «благодарность» за поддержку часто или напрочь отсутствует, или скорее иллюзорна, а вся его внутригрупповая деятельность нацелена на благо лишь самого себя. Возникает ситуация положительной обратной связи: незначительное превосходство в силе влечёт лояльность какой-то части группы, которая консолидирует свои усилия, поддер­живая победителя, чем многократно увеличивает его, победителя, силовые возможности. Эти возросшие силовые возможности делают всё более безнадёжной персональную борьбу с этим победителем и ещё более увеличивают число практикующих (добровольно или не очень) уми­ротворение членов группы. В конце концов, доминант оказывается практически всесильным (в пределах группы, конечно), что открывает ему возможность безграничной её эксплуатации даже, возможно, во вред группе как целому. Тем не менее, даже самый угнетённый член группы небезосновательно полагает продолжение политики лояльности и покорности более выигрышной стратегией, чем выражение недовольства: она даёт преимущество (неусиление давления) практически гарантированно, здесь и сейчас. Выражение же недовольства крайне чревато резким усилением репрессий, и даже угрозой жизни, и может дать эффект только тогда, когда желающих выразить недовольство будет больше, чем желающих выразить лояль­ность, и они будут при этом достаточно консолидированы и сильны. Но консолидация на почве общих целей - стратегия, требующая существенно большей долгосрочности мышле­ния, чем стратегия умиротворения! Ведь для этого нужно рискнуть сиюминутным относи­тельным благополучием, в расчёте на не слишком вероятный (и уж подавно не гарантиро­ванный) будущий эффект! Для групп с превалирующим краткосрочным мышлением такая (горизонтальная) консолидация может быть совершенно недостижимой; и именно поэтому вертикально-консолидированные структуры столь распространены и устойчивы.

Здесь уместно ещё раз напомнить о великом соблазне сакрализации матери-при­роды и предостеречь читателя от впадения в адаптационизм - веру во всесовсршенство творений естественного отбора. У эволюции, как известно, нет мыслей, целей и намерений, и какие-то её порождения вовсе не обязаны быть какими-то адаптациями; в ВК-структуре это относится в полной мере. Вертикально-консолидированная группа складывается не «с целью», а «потому, что»; и не нужно в ней высматривать какую-то великую адаптивность и целесообразность. А если и есть в ВК-структурировании какая-то адаптивность, то это - не более чем «адаптивность пустых бутылок», описанная нами выше.

Модуль самоутверждения

Итак, самоутверждение. Иерархическое самоутверждение, в узком смысле этого тер­мина, - это стремление особи в какой-либо форме повысить свой статус в группе или хотябы не понизить достигнутый. Иерархическое самоутверждение - отнюдь не синоним физи­ческой силы. Оно теснейше связано (почти тождествено) с бойцовским качествами, которые можно понимать как некий «ранговый потенциал», о чём мы говорили только что, но эти бой­цовские качества могут быть и «нефизического» характера: например, это могут быть талан­ты манипулятора психикой. И поскольку самоутвердившийся боец получает группу в своё практически полное распоряжение, то характер поведения всей группы в той или иной мере начинает отражать бойцовский характер доминанта. Воинственное поведение, видимо, было присуще человеку во все времена, но не только потому, что отъём - отчётливо более кратко­срочное поведение, чем созидание, но и вследствие такого вот отражения группой характера доминанта. И кстати, предлагаем самостоятельно сравнить воинственность народов с долго срочным менталитетом (например, земледельцы) и краткосрочным (например, кочевники).

I I1о добиться высокого статуса в группе - это не всё. Его нужно постоянно поддер­живать - ведь стремиться на Олимп, самоутверждаться, желают многие; собственно - почти все. Ну если, конечно, вести речь о группах с преобладающе вертикальным менталитетом. Стоит утратить бдительность - и прощай, высокий статус. Поэтому, модуль самоутверждения предполагает не только желание победить, но и стремление блокировать конкурентов, а также контролировать и поддерживать должную степень текущей лояльности группы - ведь без этой лояльности доминирование физически невозможно. Практически, всё это выражается в: Стремлении к высокой само- и внешней оценке, постоянному её подтвержде­нию другими членами группы.

II Стремлении к лидированию (инициативность, особенно - конфликтная), нетер­пимости к инициативности других.

III Стремлении снизить само и внешнюю оценку прочих членов группы: внутри­групповое насилие или угроза его применения, критика и унижение их.

IV Провоцировании внутригрупповых конфликтов - как пробному шару, выявля­ющему потенциальных конкурентов за этот высокий пост. Если на низком уров­не это может выражаться в мелком хулиганстве, то более «крупные» личности могут, например, охотиться на краснокнижных животных или во хмелю кру­шить уникальные произведения искусства, если группа это «стерпит», значит, на конфликт с ним идти никто не хочет, а следовательно, его власть здесь доста­точно прочна. И чем более это провоцирование раздражает прочих членов груп­пы, чем большие страдания и неудобства оно причиняет им, тем весомее оно подтверждает высоту его ранга в группе. 11апример, Чингисхану приписывается следующее высказывание: «Высшее наслаждение человека состоит в победе: по­бедить врагов, преследовать их, лишить их имущества, заставить любящих их рыдать...». И хотя авторство этого высказывания оспаривается, все мы так или иначе знакомы со сходным поведением авторитарных личностей (даже не зани­мающих высоких постов) и воспринимаем его как вполне им присущее.

Как и всякое инстинктивное действие, самоутверждение часто бывает иррациональ­ным, не дающим самоутверждающемуся никаких бонусов - как в краткосрочной, так и в дол­госрочной перспективе. Это и самоцельное хулиганство, и немотивированная жестокость, и мелкое пакостничество в духе «старухи Шапокляк». Весьма ярким примером такого ирраци­онального самоутверждения могут служить, например, интернет-тролли, оскорбительное и деструктивное поведения которых на интернет-форумах не вызвано никакими прагматиче­скими причинами, или телефонные псевдотеррористы. Кроме риска «загреметь по статье», они ничего материального не получают. Но чисто эмоционально они получают ощущение своей победы и власти над людьми, которым они причинили неприятности и даже убытки.

Модуль умиротворения

Умиротворение - двусторонний модуль, т.е. модуль, работающий с обеих сторон иерар­хической коллизии. «Сверху» - этот модуль вызывает торможение работы модуля самоутверж­дения при демонстрации определённого уровня лояльности умиротворяющего. Этот уровень крайне вариабелен у разных особей и групп, но он не бесконечно велик, и именно благодаря прекращению эскалации репрессий при некоторой величине верноподданнических проявле­ний существование иерархических низов группы становится физически возможным, а вместе с этим - и само существование иерархической структуры группы. Здесь, в принципе, можно

усмотреть некие зачатки горизонтальности - «ты мне - покорность и всё, что у тебя есть, я тебе ослабление или даже прекращение репрессий». Но фактически, горизонтальности здесь не больше, чем в знаменитом «кошелёк или жизнь»; впрочем, не будем забегать вперёд.

«Снизу» его работа выражается в:

1. Поддержке самого иерархического миропорядка, санкциях против отщепенцев, выпадающих из иерархической структуры и не желающих «ходить строем».

2. Как правило - добровольное и искреннее подтверждение и одобрение (в разнообразных формах) текущего статуса вышестоящих особей; эдакий «верноподданни­ческий зуд» - опережающее и не всегда даже затребованное выражение лояль­ности и поддержки. В том числе - и это очень важно! - поддержки в его борьбе за укрепление своего иерархического положения. Эта особенность умиротворения является ключевой для построения ВК-структуры, ибо именно она придаёт тира­нам силу. Будучи инстинктивным, умиротворение (как и только что рассмотрен ное самоутверждение) может быть совершенно иррациональным (например, по отношению к Богу), фактически никаких благ умиротворяющему не дающим.

3. Разнообразные проявления страха, благоговения и ответственности перед вы­шестоящим иерархом.

Несколько особняком стоят такие проявления умиротворения, как любовь, уважение и доверие к иерархам, желание им подражать. Такие эмоции могут быть выработаны отбором только тогда, когда иерарх достаточно часто оказывается истинно полезным для группы. Под­ражать иерарху и любить его можно конечно просто для того, чтобы ему это понравилось, и он в ответ был милостив и благосклонен, и это, видимо, является одной из причин развития такой, скажем так, «поведенческой реакции». Но можно и потому, что это подражание дей­ствительно часто оказывалось полезным данному индивиду как и группе в целом, и это тоже может быть одной из таких причин. Однако, как мы утке выяснили, в рамках сугубо верти­кальной структуры иерарх быть полезным грутше отнюдь не обязан; такие качества выраба­тывает только горизонтальность отношений. Здесь нет никаких противоречий и нестыковсж. Ведь чистая вертикальность - это, скорее, абстракция, удобная для рассмотрения стержневых принципов. Реальные группы практически всегда консолидированы по смешанному прин­ципу: в них, в каких-то пропорциях присутствуют все рассматриваемые нами виды консоли- дированности. Однако любовь, уважение и доверие к иерархам, даже и вырабатывающиеся благодаря горизонтальным воздействиям, срабатывают на сугубо вертикальный релизер - высокий ранг в группе («начальник всегда прав»). Поэтому эти проявления умиротворения относятся к признакам вертикальной консолидации совершенно правомерно.

В принципе, для иерархий ВК-групп характерна линейная структура типа «алфавит­ного списка». Первые исследователи групповых иерархий пользовались греческим алфави­том, и такая система обозначений до сих пор употребляется, правда, в основном, в художе­ственной литературе. Но если в группе имеет место сколько-то ощутимая горизонтальная консолидированность, и особенно - если группа велика, то её структура становится пира ■ мидальной, в которой можно говорить о ранге не особи, но слоя особей, исключая разве что высший ранг, да и то не всегда. Образование коалиций, которое часто наблюдается в построении ВК-структур также возможно лишь при появлении хотя бы небольшой долго- срочности мышления, и свидетельствует об определённом сдвиге группы в сторону ГК.

«По идее», или скажем так: «в общем случае», ВК-структура формируется в серии физических и/или психических (в т.ч. манипулятивных) парных поединков, в ходе которых определяется относительное превосходство членов группы. Однако, фактически ранг часто определяется без борьбы или борьбы с учётом сугубо формальных и даже телесных при­знаков. Например, у оленей таким признаком является размер и ветвистость рогов. Тогда при встрече двух особей с явно отличающимся украшением на голове обладатель меньшего уступает ранг без боя; или, если эти размеры отличаются несильно, бьётся не очень настой чиво, готовый в любой момент уступить.

У людей гоже есть такие формальные релизеры, принимающиеся во внимание при выяснении ранговых отношений. В социологической литературе, многие такие признаки называются статусными маркерами. Их можно подразделить на:

V Телесные: геометрические размеры тела, а также относительные размеры полоспе­цифических органов - гениталий у мужчин и молочных желез у женщин. Так, чело­век более высокий и массивный, а также мужчина с более крупным половым членом, или женщина с большими молочными железами при прочих равных условиях вос­принимаются как более высокоранговыс. Взаимосвязь размеров гениталий у муж­чин и их визуально воспринимаемым рангом обусловлена более высоким уровнем тестос терона, который влияет не только на размеры гениталий, но и на мышечную массу, а также степень агрессивности поведения (бойцовские качества). С размера­ми молочных желез у женщин взаимосвязь более опосредованная - через их более высокую привлекательность (также отражающую их более высокий уровень поло­вых гормонов) для высокоранговых мужчин, предоставляющих им протекцию. То есть, высокопривлекательные (в том числе посредством больших грудей) женщины в иерархическом смысле «светят отражённым светом» своих мужчин [29).

VI Биографические: возраст, стаж работы (например, в армейских иерархиях - срок службы).

VII Социальные: служебное положение, должность, воинское или учёное звание. Здесь уместно подчеркнуть, что социальный статус и биологически воспри­нимаемый ранг - далеко не тождественные понятия! Уличный хулиган может вовсе не занимать никаких должностей в обществе, однако его биологический ранг может быть гораздо выше, чем у, скажем, директора завода, случись им ока заться рядом в неформальной обстановке.

VIII Материальные: обладание дорогостоящими вещами, неэкономный образ жизни.

IX Поведенческие: поведение и мимика, отражающие достигнутый статус, - гордая

(или наоборот - приниженная) осанка, агрессивное поведение (и наоборот) и г.д. Ложными ранговыми маркерами чаще всего бывают именно поведенческие.

X Текущий ранг в иерархии. Принадлежность текущего ранга к релизерам ранговой иерархии приводит к такому явлению, как «самозащел кивание» рангов, особенно ярко проявляющееся в отношении крайних статусов группы - альф и омег. «Само- защёлкивание» - склонность особи сохранять свой текущий ранг в силу самого факта обладания им (даже без активных стабилизирующих усилий) чем, до опреде­лённого предела, осуществляется противодействие силам, могущим этот ранг из­менить. Попав на иерархическое дно, например, в неформальной школьной иерар­хии, ребёнок уже запросто оттуда не поднимется - его будут воспринимать низко- ранговым как бы по инерции. То же и с высоким рангом, хотя там «скатиться» про­ще в силу более острой конкуренции. Чем крупнее группа, тем сильнее в ней выра­жен эффект самозащёлкивания рангов - ведь в крупной группе размер и мощность «группы поддержки» лидера получается больше, следовательно, поддержка лидера становится и более сильной, и менее зависимой от его объективной ценности для группы. Для длительного существования грутшы, это, мягко говоря, не полезно, но ВК-группа существует в пространстве краткосрочных целей и вырваться из за колдованного круга сиюминутной выгоды способна далеко не всегда. Многие ре­волюции, свершавшиеся под лозунгами «равенства» и проч., фактически направ­лены против именно самозащёлкивания рангов, против наибольших привилегий лиц, этого уже давно не заслуживающих и неспособных свой crai ус подтвердить. Собственно равенство при этом почти никогда не достигается, в лучшем случае - чуть возрастает горизонтальность отношений, или складываются предпосылки к нему. Но это в лучшем случае: обычно же меняются лишь персоналии, первым де­лом защёлкивающие свои вновь завоёванные ранги... И кстати, именно благодаря «позитивному» влиянию размера на прочность положения лидера ВК-группы так склонны к разрастанию, а крупные группы - к «завсртикаливанию».

Характерная для всякого (и ВК, разумеется, тоже) инстинктивного поведения фор­мальность реагирования на релизеры, учитывая ценность высоких уровней иерархии, не­избежно приводит к широкому распространению ложных релизеров (например - дорогих, или имитирующих дорогие, вещей у низкорангового человека), однако обман может быть эффективен лишь в больших и анонимных скоплениях особей, ибо есть и другие призна­ки положения в иерархии. Разумеется, речь не идёт, и, в большинстве случаев - не может идти о сознательном повышении своего визуального ранга путём «незаконного» владения дорогими вещами. Однако, человек с высокими ранговыми амбициями (высокой жаждой самоутверждения), пусть и обладающий в силу каких-то причин низким фактическим ран­гом в конкретной социальной или биологической иерархии, просто чувствует себя неуютно в дешёвом автомобиле, в скромно выглядящей одежде и т.п., что и приводит к такому вот подсознательному «обману» окружающих. А больше - самого себя. ВК как прародитель идеализма

Нет ничего невозможного для человека, который не должен делать это сам.

Томас X. Уэллер

Вертикальная структура группы, в её чистом (т.е. без значимой примеси ГК) виде, предполагает полное, безоговорочное и беззаветное подчинение нижних ярусов иерархии высшим. Подчинение означает не только полную свободу верхов в манипулировании низа­ми, но и полное отсутствие возможностей обратного воздействия. Находящемуся в самом верху иерархии индивиду позволительно требовать от нижестоящих любой, сколь угодно напряжённой, рискованной и изощрённой деятельности во благо его персоны, и никак не участвовать в этой деятельности лично. Кроме, конечно, деятельности по поддержанию своего иерархического статус-кво: «укреплению дисциплины» внутри группы, и, возможно, противостоянию силам вне её, если они представляют угрозу его власти. Например, угрозу быть завоёванным другой группой: угроза эта часто нешуточна и весьма отравляет жизнь доминанту: полагать, что доминант живёт «как в раю», можно лишь с многочисленными оговорками. При этом, находящемуся внизу пирамиды индивиду полагается беспрекослов­но и радостно исполнять порученное, ни в кем случае не возражать и не показывать (а в идеале, не испытывать) какого-то недовольства, например, в форме сетований на трудность или невыполнимость желаемого доминантом. Иное будет истолковано как бунт (т.е. вызов на иерархический поединок) и вызовет соответствующую реакцию. Либо ты делаешь, что велено, либо ты бунтарь и подлежишь наказанию. Третьего не дано.

Эта свобода от ответственности и свобода от необходимости вникать в конкрети­ку даёт доминанту возможность не задумываться о том, как, какими средствами и какой ценой они будут их выполнять: «как хотите, но чтоб к завтрему было». Даже достать луну с неба. «Взять высоту. Любой ценой!». Это требование может быть перетрансляцией воли доминанта более высокого уровня, но это ничего не меняет по сути - «организаторская де­ятельность» чаще всего будет заключаться, в общем случае, в необременительном выраже­нии своего желания - «и слабым манием руки на русских двинул он полки». «Любая цена» ничего не стоит, если оплачивается из чужого кармана...

Разумеется, если данное требование приведёт к гибели или распаду группы, то до­минант будет автоматически «наказан»; стало быть, можно говорить об удалении его генов, способствующих данному поведению, из генофонда популяции. Однако гораздо более можно говорить об устранении из генофонда популяции генов рядовых членов группы, допустив­ших такое поведение доминанта, - ведь их больше. Да, но... что будет взамен? Взамен должны быть гены долгосрочного поведения, т.е. фактически - высоких ментальных способностей. Ого... Конечно, это давление (давление группового отбора) действительно имеет место, и оно сказало какое-то своё слово в происхождении высокого интеллекта у предков человека, но ведь ВК-структуры распространены в мире животных чрезвычайно широко, все они пре-бывают под вышеназванным давлением, но что-то не спешат записываться в интеллектуалы. Очевидно, этому противодействуют другие факторы - всё-таки интеллект - штука дорогосто ящая. В противном случае, высокоинтеллектуальные виды уже давно бы вытеснили с арены истории (и эволюции) все иные; однако наиболее многочисленной группой живых существ на Земле являются бактерии и вирусы, а вовсе не высшие млекопитающие. И даже насекомые, чьё поведение почти полностью инстинктивно, многочисленны числом особей и суммарной биомассой гораздо более нас, существ более-менее разумных. Тут можно провести аналогию со сном: практически все виды сложноорганизованных животных не Moiy r обойтись без сна - весьма длительного периода повышенной уязвимости для хищников и прочих напастей. Спят, правда очень специфически, даже китообразные - хотя для них это чревато серьёзным риском утонуть. Повысилась бы выживаемость и приспособленность какого-либо вида, если б он научился обходиться без сна? Безусловно! Тем не менее, среди высокоорганизованных животных таких видов - единицы. Мы пока не знаем точно, зачем нужен сон, но, судя по его распространённости, можем смело заключить, что отказ от него обходился бы слишком дорого. Так же и с интеллектом. Для любого вида он был бы благом, но не всем это благо «по карману»: как мы уже отмечали выше, высокая «вычислительная мощность» нервной систе­мы обходится чрезвычайно дорого - во многих смыслах этого слова [28].

Но вернёмся к чётко сформировавшейся ВК-фуппе, и обратим внимание на то, что доминант, которому не нужно рефлексировать, т.е. задумываться о средствах, способах и даже самой выполнимости своих пожеланий исполнителями, вполне может воспринимать исполнение их просто как прямую и «само собой разумеющуюся» материализацию своей воли! Учитывая же высокую энергозатратность ассоциативной мыслительной деятельно­сти, «не нужно» можно полагать почти синонимом «нужно не». Тем более, что непосред­ственными исполнителями MoiyT быть совсем не те индивиды, которым он отдавал при казание. Что субъективно вполне отвечает философии идеализма, предполагающей при­мат идеи над всем остальным. Главное - достаточно убедительно произнести знаменитое «надо!» - и всё сделается: вникать в презренную материю не обязательно.

Рано или поздно, такие порядки вполне могут отложиться во врождённом подсо­знании в виде идеализма - внутренней убеждённости в примате идеи над материей; кре­ационизм в этих координатах выглядит исключительно органично. Далее остаётся лишь расширить понятие «идеи», включив в него не только волю, но и «справедливость», «закон», «любовь», «добро и зло» и тому подобные идеалистические субстанции, неявно предпола­гающиеся самостоятельно существующими и обладающими свойством прямого и сакраль­ного воздействия на материю.

Вышеописанная мрачноватая картина является, конечно же, утрированной моделью, удобной для рассмотрения принципиальных основ. В реальной жизни людей всё не так ра­дикально - ведь в людских группах почти обязательно присутствует какая-то горизонталь­ность отношений (зависящая от степени «долгосрочное™ мышления» группы), позволяю щая нагрузить лидера общественно-полезными (хотя бы координирующими) функциями, и побудить его всё-таки задумываться о той цене, которую будут платить низы за капризы верхов. В крайнем случае - заменить его, если он слишком уж не отвечает групповым инте­ресам. Но если этой долгосрочности мало, то продолжающееся «несмотря ни на что» уми­ротворение накапливает объективные противоречия в таких количествах, что «коррекция» может откладываться надолго, в конце концов взрываясь вспышками бурной смены власти. Но если долгосрочность остаётся на прежнем уровне, то эти потрясения не меняют ниче­го, кроме персоналий - ведь новый лидер остаётся по-прежнему практически свободным от горизонтальных воздействий и с большой вероятностью повторит путь предыдущего, и может быть, даже в более тяжёлом варианте. Ведь вертикальный менталитет не предполагает стремления к свободе для всех - но к должности надсмотрщика лично для себя...

Итак, формирование идеалистического мироощущения - есть следствие преобладающей краткосрочности поведенческих целей в данном социуме. С одной стороны, кратко­срочность непосредственно гармонирует с идеализмом (ибо предполагает очень «простые» причинно-следственные цепочки: «Да будет свет! - И стал свет» [26.1.3]. Это представить на­много проще, чем многостадийные преобразования сырья в световую энергию). С другой - краткосрочность приводит к построению ВК-структур, материализация воли в которых может осуществляться совершенно виртуально для источника этой воли, рождая иллюзию первичности её для материи.

О суррогатах и фальсификациях в ВК

Как уже было сказано, в ВК-группе наблюдается очень резкое неравноправие чле­нов, когда «верхи» имеют почти всё, а «низы» - почти ничего. В данных условиях неизбежно широкое распространение различных видов обмана и симуляций - способов «обходного» выравнивания этих диспропорций. Мы уже довольно много говорили о ложных релизерах ранга - когда человек, в принципе низкоранговый, приобретает, перенапрягая свой бюд­жет, дорогостоящие вещи или выглядящие таковыми, ведёт себя самоуверенно и нагло, как «имеет право» вести себя лишь действительно высокоранговый член общества, и т.п. Тем самым, он создаёт у окружающих впечатление своей высокоранговости и «незаслуженно» пользуется благами, «положенными» обладателю высокого группового ранга.

Другой распространённый способ смягчить последствия обладания низким стату­сом - воровство. Это очень важный инстинкт человека, имеющий место не только в ВК- группах, поэтому далее мы рассмотрим его подробнее.

Кроме того, высокие иерархические ставки порождают высокий накал борьбы, Moiy- щий быть крайне деструктивным не только в современных условиях, но даже и в эволюци­онном прошлом. Для смягчения этого накала естественным отбором выработаны различные меры, формализующие эту борьбу и делающие её менее «кровожадной». Частично эти меры состоят в придании важности различным формальным и даже телесным признакам (типа оленьих рогов), фактически заменяющим ранговую борьбу предъявлением этого признака; частично - в ритуализации и формализации самою процесса борьбы, особенно ярко про являющейся у животных. Для человека такая, инстинктивно обусловленная ритуализованная борьба нехарактерна, но существует очень эффективный и широчайше распространённый культурный сё суррогат. Это всевозможные спортоподобные состязания, не обязательно свя­занные с физическим противоборством. Например, конкурсы певцов, кулинаров, собаково­дов и т.п. Общим моментом здесь является наличие противоборства, в ходе которого выяв­ляется победитель. Ну а собственно спорт к оригинальным иерархическим поединкам ближе всего - но именно «спорт больших достижений» - даже на уровне дворовых соревнований. Такая тоже спортоподобная деятельность, как физкультура, содержит в себе очень мало иерархичности. В то время как спортсмен нацелен на победу - даже не очень честную (напри­мер, с помощью допинга), для физкультурника победа не важна - важен сам процесс; допинг для него - нонсенс. И именно из-за наличия таких победных амбиций к спорту причисляют шахматы, хотя, казалось бы, ничего спортивного в них нет. Но есть стремление к победе, как голос модуля самоутверждения, перенаправленного, в данном случае, на «мирные рельсы». Важно, что спорт как зрелище (в широком смысле слова) удовлетворяет потребность в ран­говой борьбе - или её созерцания - не только самого «спортсмена», но и зрителей. Что опре­делённо снижает накал настоящего физического противоборства в обществе. Тот же факт, что поведение футбольных фанатов нередко отмечено вспышками агрессии, не противоречит этому утверждению, но лишь подтверждает то, что среди спортивных фанатов преобладают люди с повышенной собственной агрессивностью, и не будь спорта, эта агрессивность была бы направлена на вовсе ни в чём не повинных людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: