Все организации являются открытыми системами

Раздел 1. Методологические основы исследования систем управления.

Тема 1. Система управления как объект исследования.

В современном менеджменте исследование является главным фактором успеха, повышения эффективности управления.

Исследование систем управления – это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внутренними и внешними условиями.

В организациях исследованиями занимаются е управленческие работники (специалисты и менеджеры). Иногда для проведения исследований приглашаются консультационные фирмы.

Классификация исследований

№№ п/п Классификационные признаки Виды исследований
  По целям Практические Научно-практические
  По методам проведения Исследования эмпирического характера Исследования, опирающиеся на систему научных знаний
  По используемым ресурсам Исследования на основе собственных ресурсов Исследования на основе привлекаемых ресурсов

Различаются исследования также по трудоемкости, продолжительности, информационному обеспечению, организации их проведения.

В современном менеджменте исследовательская деятельность должна составлять не менее 30% рабочего времени и усилий менеджера.

Формула собственного управления: «Управлять, совершенствуя исовершенствуясь». Только исследование управления может реализовать эту формулу.

В современном менеджменте рассматривается множество самых разнообразных организаций: государственные учреждения, научно-производственные и общественные объединения, частные предприятия. Эти организации создаются для удовлетворения разнообразных потребностей людей в продукции или услугах. Поэтому они имеют различные цели и задачи, назначение, размеры, структуру и др. параметры.

Каждая организация имеет свою систему управления, которая и является объектом исследования в данной дисциплине.

Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого.

Система управления любой организации является сложной, социально-управляемой системой, созданной для сбора, анализа и переработки информации с целью получения максимального конечного результата при определенных ограничениях (например, наличия ресурсов).

Представление объекта в виде системы всегда связано с определенными трудностями. Различают 5 типов системных представлений:

1) микроскопическое представление системы основано на понимании ее как множества относительно неделимых элементов, что находит свое непосредственное отражение в ее структуре управления;

2) функциональное представление системы выражается в наличии у нее определенных функций, необходимых для достижения поставленных целей;

3) макроскопическое представление системы позволяет рассматривать ее как единое целое, взаимодействующее с окружающей средой посредством множества связей. В свою очередь, внешняя среда, окружающая объект, тоже представляет собой систему, воздействующую на объект;

4) иерархическое представление системы позволяет рассматривать ее 4каксовокупность подсистем, связанных иерархически;

5) процессуальное представление системы выражается в осуществлении ею процесса управления, развивающегося во времени.

Каждая организация, как система, имеет 2 подсистемы:

1) управляющую подсистему (субъект управления);

2) управляемую подсистему (объект управления).

Например:

Аппарат управления предприятием - это субъект управления


Цехи - это объект управления

В свою очередь, цех можно рассматривать как самостоятельную систему управления, в которой также можно выделить управляющую подсистему и управляемую подсистему.

Например:

Аппарат управления цехом - это субъект управления

Участки - это объект управления

Участок тоже можно рассматривать как систему управления.

Например:

Аппарат управления участком - это субъект управления


Бригады - это объект управления

Подсистемы, в свою очередь, могут состоять из более мелких подсистем. Так как все они взаимосвязаны и взаимозависимы, неправильное функционирование одной, даже самой маленькой подсистемы может оказывать негативное влияние на работу всей системы в целом.

Различают 2 основных типа систем:

1) закрытые системы, действия которых относительно независимы от окружающей среды (например, часы);

2) открымые системы, которые характеризуются воздействием с внешней средой. Такие системы не являются самообеспечивающимися, они зависят от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Для продолжения своего функционирования эти системы должны приспособиться к изменениям в окружающей их среде.

Рационально разработанная и функционирующая система управления должна отвечать следующим требованиям:

1) детерминированность элементов системы – взаимодействие органов управления (например, отделов);

2) динамичность – перестраивание, приспособление системы к меняющимся внешним и внутренним условием;

3) наличие в системе управляющего параметра (таким параметром в социально управляемой системе является аппарат управления данного уровня, обладающий необходимой компетенцией);

4) наличие в системе контролирующего параметра наличие кураторов по определенным преблемам управления (например, общее собрание акционеров курирует деятельность директора организации);

5) наличие прямых и обратных связей – четкая регламентация приема и передачи информации при подготовке управленческих решений.

Управляющая подсистема (субъект управления)

Управляемая подсистема (объект управления)

Условные обозначения: - прямые связи

-обратные связи

Соблюдение указанных требований обеспечивает условия эффективного функционирования системы управления.

На рисунке представлена модель организации как открытой системы:

           
     


Материалы Капитал Трудовые ресурсы информация
Продукция или услуги Увеличение доли рынка Увеличение объема продаж Социальная ответственность
Обработка и преобразование входов (зависит от эффективности управления)

Для функционирования организации необходимы материалы, капитал, информация и человеческие ресурсы, которые она получает из окружающей среды. Эти компоненты называются входами. В процессе преобразования организация обрабатывает входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она вносит в окружающую среду. В результате успешной работы организации появляются дополнительные выходы, такие как прибыль (в бизнесе), увеличение доли рынка, рост объема продаж (в бизнесе), рост организации, реализация социальной ответственности, удовлетворение работников и др.

Исследования представляют собой составную часть менеджмента организации. Исходя из этого, в основу их проведения должны быть положены следующие принципы:

1) исследуемый конкретный объект рассматривается как система (и в тоже время как подсистема по отношению к системе более высокого уровня);

2) обязательному исследованию подвергаются функции управления, обеспечивающие принятие управленческих решений заданного уровня качества при минимальных затратах;

3) Обязательным результатом проведения исследований должно быть повышение эффективности управленческой деятельности и сокращение затрат на содержание аппарата управления;

4) Использование творческого коллективного подхода в процессе проведения исследования для обеспечения наиболее экономичного и эффективного варианта совершенствования системы управления.

Проведение исследований необходимо в следующих случаях:

1) при совершенствовании системы управления действующей организации;

2) при разработке системы управления вновь создающейся организации;

3)при совершенствовании системы управления организацией в период реконструкции или технического перевооружения;

4)при совершенствовании системы управления вследствие изменения формы собственности.

В результате проведения исследований должны быть сформулированы конкретные предложения по совершенствованию системы управления организацией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: