ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Объектом исследования в организации является: (1 тип, П)
а) бухгалтерская отчетность;
б) система управления;
в) состояние управления;
г) текучесть кадров.
(ответ: б).
2. Система управления – это: (1 тип, С)
а) наличие аппарата управления;
б) комплекс взаимосвязанных элементов, образующих целое;
в) набор методов управления;
г) состав уровней и звеньев управления.
(ответ: б).
3. Исследовательская деятельность менеджера поглощает все его рабочее время. (1 тип, П)
а) да
б) нет
(ответ: б).
4. Под целью исследования понимается: (1 тип, С)
а) выбор предмета исследования;
б) главная направленность исследования;
в) проблема развития;
г) поиск путей эффективного развития.
(ответ: г)
5. Исследование системы управления необходимо для: (1 тип, С)
а) повышение квалификации менеджера;
б) улучшения качества управленческих решений;
в) разработки стратегии управления;
г) эффективного совершенствования управления;
д) получения дополнительной информации при принятии решений.
(ответ: г)
5. Наиболее полным является следующее определение исследования: (1 тип, С)
а) способ получения дополнительной информации;
б) вид деятельности человека;
в) способ использования знаний в практической деятельности;
г) навыки анализа и проектирования;
д) познание законов природы и общества.
(ответ: б).
1. Проведение исследования необходимо для: (1 тип, С)
а) анализа прошлого организации;
б) выявление резервов развития организации;
в) повышение имиджа менеджера;
г) совершенствование управления.
(ответ: г)
2. Система управления должна быть: (1 тип, С)
а) адаптивной к внутренним и внешним изменениям;
б) постоянной во времени;
в) взаимодействующей с внешней средой;
г) устойчивости по отношению к изменениям внешних факторов.
(ответ: а).
3. Укажите соотношение, в котором находятся между собой исследования менеджмент организации: (1тип, ПС)
а) менеджмент – составная часть исследований, проводимых в организации;
б) исследования и менеджмент никак не связаны между собой;
в) исследования – составная часть менеджмента организации;
г) исследования и менеджмент – это одно и тоже.
(ответ: в)
4. Перед исследователями системы управления стоят следующие задачи: (1 тип, ПС)
а) повышение эффективности труда управленческих работников;
б) совершенствование управляющей и управляемой подсистем;
в) исполнение указаний вышестоящей организации;
г) повышение конкурентоспособности продукции (услуг);
д) увеличение занятости привлекаемых к исследованиям экспертов.
(ответ: а, б, г)
5. Исследования становятся функцией современного менеджмента по следующим причинам: (1 тип, ПС)
а) повышается образовательный уровень менеджеров;
б) обостряется конкуренция;
в) компьютер расширяет возможность анализа;
г) повышает сложность решаемых проблем;
д) бурное развитие науки.
(ответ: б, г)
6. Под качеством исследования понимается: (1 тип, ПС)
а) успешное решение проблемы;
б) практическое содержание и значимость исследования;
в) свойства и характеристики исследования, отражающие потребности развития управления;
г) методы исследования, позволяющие раскрыть содержание проблемы.
(ответ: в)
Тема 2. Системный анализ в исследовании управления.
Для выявления специфики работы организаций и выработки мероприятий, направленных для улучшения производственно-хозяйственной деятельности, применяется системный анализ.
Системный анализ – это комплекс исследований, направленных на выявление общих тенденций и факторов развития организации и выработку мероприятия по совершенствования системы управления.
Системный анализ проводится на ранних стадиях работ, осуществляемых по созданию конкретной системы управления, что непосредственно связано с достаточно большой продолжительностью и трудоемкостью работ на этапе предпроектного обследования.
Управленческое обследование – это метод, используемый для комплексного исследования внутренних проблем и различных функциональных зон организации.
В управленческое обследование рекомендуется включить 5 функциональных зон:
1) маркетинг
2) финансы и бухгалтерский учет;
3) производство
4) персонал
5) организационную культуру и имидж организации.
Системный анализ должен быть направлен на стратегическое управление и развивающиеся рыночные отношения.
При анализе маркетинговой деятельности особое внимание следует уделить ассортименту и качеству выпускаемой продукции или оказываемых услуг, исследованию рынка, конкурентоспособности организации, сбыту, продвижению товаров на рынок, рекламе.
Анализ финансового состояния организации во многом определяется особенностями выбранной стратегии ее развития. В процессе анализа выявляются сильные и слабые стороны деятельности организации, а также ее потенциальные возможности.
Анализ состояния производства позволяет оценить технический уровень производства предприятия, возможность производства продукции с меньшими издержками по сравнению с конкурентами, степень оптимальности производственного процесса и т.д.
При анализе персонала организации анализируется кадровый состав на текущий момент и потребность в кадрах в будущем, компетентность и подготовка высшего руководства, система мотивации работников, соответствие персонала текущим и стратегическим целям и задачам.
Анализ организационной культуры и имиджа организации дает возможность оценить неформальную структуру организации, систему общения и поведения работников, положение предприятия по сравнению с другими организациями, способность привлекать высококвалифицированных специалистов.
Системный анализ деятельности организации требует подбора информации для проведения исследования, выбора места исследования, обоснования целесообразности его проведения и разработки компьютерных программ. Для системного анализа может быть использован передовой опыт других организаций.
Конечной целью системного анализа является разработка и внедрение выбранной эталонной модели системы управления.
В процессе системного анализа необходимо определить:
1) роль и место данной организации в отрасли;
2) состояние ее производственно-хозяйственной деятельности;
3) производственную структуру предприятия;
4) систему управления и ее организационную структуру;
5) особенности взаимодействия организации (предприятия) с поставщиками, потребителями и вышестоящими организациями;
6) инновационные потребности;
7) формы и методы стимулирования и оплаты труда работников.
Системный анализ начинается с формулирования целей конкретной системы управления, а также определения критерия эффективности организации.
Цель организации – это конкретное конечное состояние или знакомый результат, которого хотела бы добиться группа сотрудников организации, работая вместе.
Критерий – нормы, с которыми можно сопоставить альтернативные варианты достижения конечных результатов деятельности организации.
Критерий желательно выразить в виде конкретного показателя.
Например: увеличить прибыль организации на 10%, снизить издержки производства на 5%, рост объема производства в 2 раза, увеличить объем продаж на 500 тыс.руб.
Как правило, большинство организаций являются многоцелевыми.
Первостепенной задачей системного анализа является определение глобальной цели (миссии) организации и целей ее функционирования.
Миссия организации – основная общая цель организации, четко выраженная причина ее существования. Цели вырабатываются для осуществления миссии.
Миссия должна быть официально сформулирована и о ней должно быть сообщено сотрудникам организации.
Выбор слишком узкой миссии может сузить возможности руководства при принятии решений. Выбор слишком обширной миссии может повредить успеху организации.
Пример миссии: предоставление людям дешевого транспорта, предоставление людям высококачественной одежды по низким ценам.
Для систематизации целей строится дерево целей, а также анализируются факторы, способствующие или препятствующие достижению этих целей.
|
|
|
| ||||||
Рис. Фрагмент дерева целей организации
Для достижения указанных целей необходимо разработать цели более низкого уровня.
Цели должны быть доведены для каждого подразделения организации и исполнителя. Это является залогом успешной реализации успешной стратегии организации.
На основе сформулированных и систематизированных целей разрабатывается программа исследований. Например, программа системного анализа может включать следующие разделы:
- анализ предприятия в целом;
- анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия;
- анализ подразделения предприятия, выпускающих продукцию (услуги);
- цехи основного производства;
- анализ вспомогательного и обслуживающего производства;
- анализ системы управления предприятием;
- анализ технологии обработки документов и документооборота, действующего на предприятии.
Каждый раздел программы представляет собой исследование и начинается с постановки целей и задач анализа.
Основные принципы системного анализа:
1) целостность (система – это единое целое и в то же время система является подсистемой для вышестоящих уровней);
2) иерархичность (подчинение нижерасположенных элементов элементам высшего уровня. Любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Управляемая подсистема подчиняется управляющей.);
3) структуризация (наличие конкретной организационной структуры);
4) множественность (использование множества кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом).
При системном анализе важное значение приобретает изучение характеристик организации как системы, т.е. характеристику «входа», «процесса» и «выхода» (см. стр. 6, 7).
Исследования проводятся в следующем порядке:
1. Сначала исследуются параметры «выхода» - что производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для кого, в какие сроки продавать и по какой цене;
2. Затем определяют параметры «входа», т.е. исследуется потребность в ресурсах (материальных, трудовых, финансовых и информационных);
3. И, наконец, исследуются параметры «процесса», преобразующего ресурсы в готовую продукцию: процессы производства и процессы управления.
Таким образом, системный анализ позволяет комплексно оценить деятельность любой системы управления на уровне канкретных характеристик и наметить предложения по обоснованию целесообразности совершенствования системы управления организацией.