Структура расходных обязательств России в 2007 г

Классификация таможенных платежей

Налоги Пошлины Сборы
НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ Ввозная Таможенные сборы за таможенное оформление
Акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ Вывозная Сборы за таможенное сопровождение
  Транзитные Сборы за хранение
  Особые (специальные, антидемпинговые, компенсационные)  
  Сезонные  

Объектом обложения таможенными пошлинами и налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговая база для исчисления таможенных платежей в зависимости от установленных ставок — таможенная стоимость товаров и (или) их количество. Система определения таможенной стоимости основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике, и законодательно закреплена(Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003—1 «О таможенном тарифе».). Таможенная стоимость ввозимых товаров исчисляется самим заявителем на основе одного из следующих методов:

· по цене сделки с ввозимыми товарами;

· по цене сделки с идентичными товарами;

· по цене сделки с однородными товарами;

· вычитания стоимости;

· сложения стоимости;

· резервному.

В течение второй половины 1992 г. действовал временный импортный тариф, который охватывал 14 товарных позиций. В 1993 г. был принят постоянный импортный тариф, перечень подлежащих налогообложению товаров расширился, а ставки таможенных пошлин были дифференцированы от 5 до 50%. В 2001 г. в РФ произошла унификация импортного тарифа, многие товарные позиции были объединены в группы с едиными ставками таможенных пошлин: 5, 10, 15 и 20%. Такой тариф представляет собой свод ставок таможенных пошлин к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД. Ставки таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ. Различают следующие виды ставок таможенных пошлин:

· адвалорные, устанавливаемые в процентах к таможенной стоимости товаров;

· специфические, определяемые в фиксированном размере за единицу облагаемого товара;

· комбинированные, сочетающие адвалорную и специфическую ставки.

Вывозные (экспортные) пошлины на отдельные виды товаров были введены в России в 1992 г. вместо действовавшего ранее налога на экспорт и просуществовали до середины 1996 г. Отмена вывозных пошлин была обусловлена стремлением России стать членом ВТО. В начале 1999 г. взимание вывозных пошлин было возобновлено. В настоящее время они распространяются в основном на топливно-энергетические и другие сырьевые товары, на которые приходится большая часть российского экспорта, а также рыбопродукты, лесоматериалы и др.

Таможенная пошлина представляет собой обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Однако вопрос об экономической сущности таможенной пошлины является спорным. Многие экономисты относят ее к налоговой категории, поскольку согласно определению пошлина предполагает оказание услуги. Однако с 1 января 2005 г. таможенная пошлина исключена из состава федеральных налогов и отнесена к неналоговым доходам федерального бюджета.

Таможенные пошлины при экспорте используются для поддержания рационального соотношения ввоза и вывоза, валютных доходов и расходов на территории РФ, обеспечения условий для интеграции национальной экономики в мировую.

Применение таможенных пошлин при импорте обусловлено, с одной стороны, проведением политики разумного протекционизма, а с другой — регулированием ввоза продукции, не имеющей аналогов или производящейся в недостаточном количестве для удовлетворения потребностей внутреннего рынка. Вместе с тем таможенные пошлины, как при экспорте, так и при импорте способствуют обеспечению поступлений в бюджет. Их высокий показатель характерен для развивающихся государств. В индустриальных странах доля поступлений от взимания таможенных пошлин незначительна, и составляет около 1% (Финансы: Учебник / Под ред. проф М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2006. С. 206—215.).

В России наибольшая доля таких поступлений принадлежит вывозным таможенным пошлинам, установленным на экспорт сырой нефти, природного газа и товаров, выработанных из нефти. Начиная с 2008 г. все доходы федерального бюджета делятся на нефтегазовые и ненефтегазовые. В состав нефтегазовых доходов федерального бюджета включены два вида поступлений:

1) налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья;

2) вывозные таможенные пошлины, установленные на экспорт сырой нефти, природного газа и товаров, выработанных из нефти.

В отличие от Стабилизационного фонда, который представлял резервный финансовый запас на случай падения мировых цен на нефть, нефтегазовые доходы используются по трем направлениям:

1) финансовое обеспечение нефтегазового трансферта;

2) формирование Резервного фонда;

3) формирование Фонда национального благосостояния (ст. 96.6 БК РФ).

Возникающий ненефтегазовый дефицит, представляющий собой разницу между доходами федерального бюджета без нефтегазовых доходов и средств от управления Резервным фондом и Фондом национального благосостояния и расходами федерального бюджета, должен покрываться за счет нефтегазового трансферта и источников финансирования дефицита федерального бюджета. Размер ненефтегазового дефицита не может превышать 4,7% прогнозируемого в соответствующем финансовом году валового внутреннего продукта (вступает в силу с 1 января 2011 г.). Нефтегазовый трансферт представляет собой часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета и средств Резервного фонда. Величина нефтегазового трансферта на соответствующий финансовый год утверждается федеральным законом на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7% прогнозируемого ВВП (ст. 96.8).

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта. Его нормативная величина устанавливается в абсолютном размере, определенном исходя из 10% прогнозируемого ВВП.

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ. Фонд формируется за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигнет (превышает) его нормативную величину; доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния (ст. 96.10 БК РФ). Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Средства Резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов, номинированных в иностранной валюте:

· долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;

· долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами;

· депозиты и остатки на банковских счетах в иностранных банках и кредитных организациях;

· депозиты и остатки на банковских счетах в ЦБ РФ (Бюджетный кодекс РФ. Ст. 96.6—96.12.).

Постановлением Правительства РФ от РФ от 29 декабря 2007 г. № 955 «О порядке управления средствами Резервного фонда» установлено, что управление средствами Резервного фонда может осуществляться:

1) путем приобретения за счет средств РФ иностранной валюты в долларах США, евро и фунтах стерлингов и ее размещения на открытых в ЦБ РФ банковских счетах в разрешенной иностранной валюте на основании договора банковского счета между Федеральным казначейством и ЦБ РФ. ЦБ РФ уплачивает проценты, установленные договором банковского счета;

2) путем размещения средств РФ в следующие виды финансовых активов:

· долговые обязательства иностранных государств;

· долговые обязательства иностранных государственных агентств и центральных банков;

· долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами;

· депозиты в иностранных банках и кредитных организациях.

Министерство финансов РФ должно ежемесячно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, размещать на сайте Министерства финансов РФ сведения о величине активов РФ на начало отчетного месяца, сведения о зачислении средств в указанный фонд, их размещении и использовании в отчетном месяце.

Постановлением утверждены требования к финансовым активам, в которые могут размещаться средства Резервного фонда, в частности, долговые обязательства в виде ценных бумаг правительств Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Ирландии, Испании, Канады, Люксембурга, Нидерландов, США, Финляндии, Франции и Швеции и следующих финансовых институтов:

· Азиатский банк развития;

· Банк развития при Совете Европы;

· ЕБРР;

· Европейский инвестиционный банк;

· Межамериканский банк развития;

· Международная финансовая корпорация;

· Международный банк реконструкции и развития;

· Северный инвестиционный банк.

9.4 Расходы бюджетов

Общие положения о расходах бюджетов (гл. 10 БК РФ) устанавливают, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Такой порядок формирования расходов бюджетов пришел на смену другому методу — использованию минимальных государственных стандартов, предназначавшихся для установления на их основе нормативов финансовых затрат.

В бюджетное законодательство РФ впервые было включено понятие расходного обязательства, которое представляет собой обусловленную законом, иным нормативно-правовым актом, договором или соглашением обязанность каждого публично-правового образования или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу денежные средства из соответствующего бюджета.

При этом бюджетные ассигнования — это предельные объемы бюджетных средств, предусмотренных в соответствующем бюджетном году для исполнения бюджетных обязательств:

· оказание государственных (муниципальных) услуг;

· социальное обеспечение населения;

· предоставление бюджетных инвестиций, межбюджетных трансфертов, платежей, взносов;

· обслуживание государственного (муниципального) долга;

· исполнение судебных актов по искам к РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Структура расходных обязательств России представлена в табл. 9.4 (Афанасьев М.П. Модернизация государственных финансов: Учебное пособие. М.: ИД ГУ ВЩЭ, 2007. С. 184.).

Таблица 9.4

Расходные обязательства Расходные обязательства в % к общей сумме
Публичные обязательства (трансферты населению)  
Обязательства по оказанию государственных услуг  
Обязательства по предоставлению межбюджетных трансфертов  
Обязательства по обслуживанию и погашению государственного долга  
ФЦП и ФАИП (без межбюджетных трансфертов)  
Обязательства, установленные международными договорами  
Иные обязательства  

В настоящее время Бюджетным кодексом РФ закреплены единые для бюджетов бюджетной системы РФ разделы и подразделы классификации расходов.

Разделы классификации расходов.

1. Общегосударственные вопросы.

2. Национальная оборона.

3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность.

4. Национальная экономика.

5. Жилищно-коммунальное хозяйство.

6. Охрана окружающей среды.

7. Образование.

8. Культура, кинематография, средства массовой информации.

9. Здравоохранение, физическая культура и спорт.

10. Социальная политика.

11. Межбюджетные трансферты.

Удельный вес каждого раздела расходов (по степени убывания) в общей сумме расходов федерального бюджета в 2007 г. приведен в таблице 9.5.

Таблица 9.5

Структура расходов федерального бюджета в 2007 г.

Расходы бюджета Расходы бюджета в % к общей сумме расходов
Межбюджетные трансферты 33,8
Общегосударственные вопросы 15,0
Национальная оборона 15,0
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 12,2
Национальная экономика 9,1
Образование 5,1
Социальная политика 3,9
Здравоохранение и спорт 3,8
Культура, кинематография и СМИ 1,2
ЖКХ 1,0
Охрана окружающей среды 0,2

Из таблицы 9.5 видно, что наибольший удельный вес в структуре расходов федерального бюджета имеют межбюджетные трансферты (33,8%), под которыми понимаются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ. Так, они предоставляются из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы РФ в форме:

· дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ;

· субсидий бюджетам субъектов РФ;

· субвенций бюджетам субъектов РФ;

· иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ;

· межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Основными межбюджетными трансфертами являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, субсидии и субвенции. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности представляют собой межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования (ст. 6 БК РФ). Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ. Общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ определяется, исходя из необходимости достижения минимального уровня расчетной обеспеченности субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ как соотношение между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта РФ исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала) региона, и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам всех субъектов РФ с учетом различных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема бюджетных услуг в расчете на одного жителя.

Субсидии предоставляются бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования (долевого участия в финансировании) расходных обязательств, возникающих при выполнении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам ведения субъектов РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, а также расходных обязательств по выполнению органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения.. Совокупность субсидий бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета образует Федеральный фонд софинансирования расходов.

Субвенции предоставляются бюджетам субъектов РФ для финансового обеспечения тех расходных обязательств, которые возникают у субъектов РФ и (или) муниципальных образований в связи с выполнением полномочий РФ, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядкеФедеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»; Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».. Совокупность субвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций.

Анализ расходной части региональных бюджетов выявил достаточно устойчивую структуру субсидирования в региональном бюджете, которая представлена в табл. 9.6(Афанасьев М.П. Модернизация государственных финансов: Учебное пособие. М.: ИД ГУ ВЩЭ, 2007. С. 98.).

Таблица 9.6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: