double arrow

Типы уроков информатики.. 1. Урок комплексного применения знаний, умений и навыков

ЛЕКЦИЯ 9.

ПЛАН:

1. Урок комплексного применения знаний, умений и навыков.

2. Контрольно-проверочные уроки. Комбинированный урок.

3. Нетрадиционные уроки информатики.

Цель – обеспечение связи между теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, развитие у школьников некоторых элементов профессионализма, ориентация их на определенное самоопределение.

На данных уроках можно использовать следующие формы:

· лабораторная работа (в отличии, от предыдущего вида отсутствуют комментарии во второй части. Ребята должны показать, как они умеют применять знания. Работа оценивается;

· индивидуальный практикум. Задания могут быть как индивидуальные, так и одинаковые. Можно с дифференцированным подходом. Работы оцениваются.

Примерная структура урока.

1. Актуализация теоретических знаний и сформированных умений.

2. Анализ работ, выполненных на предыдущем уроке.

3. Обсуждение заданий данного урока. В случае индивидуальных заданий формулируется общая цель, а затем каждому ученику задание.

4. Самостоятельное выполнение обучаемыми индивидуальных практических заданий на РМУ. Карточка-задание должна соответствовать возможностям и уровня подготовки ученика. В ней предлагается одно или несколько упражнений в зависимости от сложности задания и времени, отведенного на его выполнение. Учитель контролирует ход выполнения заданий. Работа учащихся оценивается.

5. Учащимся предлагается творческие задания, качественно отличающиеся от приведенных образцов.

6. Углубленное закрепление знаний, умений и навыков.

7. Итог урока.

8. Дом. задание на усмотрение и учителя.

Контрольно – проверочные уроки

Цель: осуществить контроль ЗУН.

Данных тип урока проводится после изучения крупных тем или разделов учебной программы (по планированию министерства). На них осуществляется не только контроль, но и корректировка и оценка знаний, умений и навыков.

Реализация особенностей такого типа уроков может осуществляться:

· выполнением письменной контрольной работы без использования компьютера. Предлагаются задания, которые будут проверять знание теории и практики.

· контрольной работы с использованием компьютера (задания в двух частях6 теория и практика);

· применением контролирующей программы;

· выполнением лабораторных (в инструкции по выполнению отсутствует вспомогательный материал, отчёт должен содержать основные алгоритмы, определения, которые использовались в практической части), практических работ;

· организацией и проведением зачета.

Все формы контроля оцениваются и анализируются.

Структура урока проверки знаний:

  • организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;
  • постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;
  • изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т. п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;
  • подведение итогов урока.

Замечание. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

Комбинированный урок

Цель - проверка результативности выполнения учащимися домашнего задания, сообщения им новых знаний с последующим их закреплением.

Комбинированный урок предполагает организацию полного цикла познавательной деятельности школьников в отведенных для него временных рамках. Его структура соответствует основным элементам цикла. Комбинированные уроки желательно проводить при изучении алгоритмического языка Кумир, историю развития вычислительной техники и программного обеспечения. Соответственно изложенному, комбинированный (смешанный) урок отличают следующие структурные компоненты.

1. Проверка теоретических знаний и практических умений учащихся, по которым выполнялось домашнее задание (можно с использованием контролирующей программы). Нужно уяснить обучающее значение данного этапа урока. Здесь отметим три положения.

Первое. Когда ученик предполагает, что его знания по пройденному материалу могут быть проверены, это, как правило, побуждает его лучше подготовиться к уроку.

Второе. Повторение пройденного материала и проверка знаний по нему обычно связаны с его активным воспроизведением, что развивает память.

Третье. Повторение и проверка знаний учащихся, как правило, связаны с речевым (словесным) воспроизведением пройденного материала, что, естественно, способствует развитию их речи. Но поскольку речь органически связана с мышлением, то, понятно, что одновременно с речью развиваются мыслительные способности учащихся (умение логически воспроизводить материал, выделять главные положения, соотносить теорию с практикой, умение вести доказательство т. п.).

2. Объяснение нового теоретического. Этот этап урока, как правило, начинается с установления связи нового материала с ранее изученным. При изложении нового материала на комбинированном уроке применяются такие методы, как рассказ, беседа, объяснение и значительно реже - лекция. Обычно один метод является ведущим, а другие привлекаются для активизации процесса обучения. Возможно использование различных дидактических приемов: информирование о плане сообщения нового материала; интересное, нестандартное его изложение; создание проблемных ситуаций; обращение к жизненному опыту учащихся; демонстрация презентаций и видеофильмов; запись материала на доске или использование наглядных пособий.

3. Закрепление нового материала посредствам выполнения учащимися специальных заданий под руководством учителя. Это весьма важный этап урока. Он связан с использованием метода устных, письменных и практических упражнений. При организации перехода к практическим действиям учитель должен соблюдать два положения: во – первых, нельзя переходить на уроке к упражнениям, если учащиеся не усвоили теоретического материала, который им нужно применять на практике; во – вторых, поскольку применение знаний на практике вызывает у учащихся определённые затруднения, следует особое внимание обращать на осмысление ими способов выполнения практических упражнений. Первичное закрепление знаний является, как правило, обязательной частью большинства комбинированных уроков. Формы и методы закрепления материала могут быть разнообразными, но они должны стимулировать мыслительную деятельность учащихся. При закреплении материала учитель выясняет, насколько правильно учащиеся поняли новый материал, выявляет ошибки в его понимании и исправляетих. При закреплении знаний нового материала можно использовать фрагменты презентаций.

Как правило, закрепление нового материала проводится в конце урока, но можно проводить его и параллельно с сообщением новых знаний (после каждого фрагмента нового материала) в зависимости от содержания сложности и важности учебного материала.

4.Повторение материала и демонстрация его практической значимости. Повторение организуется путем самостоятельного выполнения индивидуальных заданий на РМУ.

5. Итоги урока.

6. Домашнее задание дается устно или пишется на доске. Цель его - закрепить знания учащихся путем самостоятельной работы во внеурочное время. Учитель должен объяснить учащимся способы выполнения домашнего задания и определить материал для конспектирования по учебнику или дополнительной литературе (если это необходимо).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: