Исполнительной власти

И значение нормативных правовых актов органов

Вопрос 1. Понятие, общая характеристика

Перед рассмотрением порядка разработки правовых актов в ор­ганах исполнительной власти представляется необходимым рас-4 смотреть непосредственно юридическую характеристику и значение нормативных правовых актов органов исполнительной власти.

Для уяснения места, роли и значения правовых нормативных актов органов исполнительной власти в системе актов российского государства важно учесть некоторые обстоятельства.

Во-первых, такие акты значимы как компонент механизма действия права. Они доводят требования закона до адресата и направлены на реализацию этих требований. При этом необходимо отметить, что отдельные законы не могут быть реализованы без издания соответст­вующих подзаконных нормативных правовых актов органов испол­нительной власти. А связано данное обстоятельство прежде всего с нормами, содержащимися непосредственно в данном законе.

Во-вторых, акты органов исполнительной власти значимы как механизм действия права. Акты органов исполнительной власти, обеспечивая реализацию законных требований, неизбежно вносят в механизм действия реализуемых норм дополнительные детали. Тем самым они способны усилить или ослабить нормативное предписа­ние, влияя на его эффективность, предмет регулирования, взаим­ные отношения субъектов.

Таким образом, объективированным выражением правовой формы деятельности субъектов государственного управления явля­ется правовой акт управления (административный акт). Норматив­ные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, а также по собственной инициативе органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

Основными признаками правового акта органа исполнительной власти является то, что он:

* имеет юридическую природу, обладает государственно -властным характером и обязателен для того, кому адресован. Ис­полнение акта гарантируется, а при необходимости обеспечивается принудительной силой государства;

* принимается в одностороннем порядке, исходит из компе­тентного органа исполнительной власти, должностного лица или иного субъекта государственного управления;

* устанавливает обязательные правила поведения либо регу­лирует конкретные управленческие отношения, в последнем случае непосредственно влечет возникновение, изменение или прекраще­ние правовых отношений;

* носит творческий характер, поскольку направлен на опти­мальное разрешение управленческих дел и вопросов;

* принимается субъектом управление только по тем вопросам, которые относятся к его компетенции, и в порядке, установленном правовыми нормами.

Следовательно, правовой акт управления — это письменный офи­циальный документ, принятый в определенной форме органом госу­дарственного управления в пределах его компетенции, оптимально регулирующий общественные отношения, на регулирование которых он направлен, обладающий государственно-властным характером.

С точки зрения социального содержания правовые акты управ­ления (административные акты) — это управленческие решения, в которых находят свое выражение цели, задачи, функции и методы деятельности субъектов государственного управления. Посредством акта управления решаются разнообразные управленческие дела (во­просы, ситуации), возникающие в процессе осуществления испол­нительной, управленческой деятельности.

Юридическое значение правовых актов органов исполнительной власти состоит в том, что они устанавливают, изменяют или отме­няют нормы права (речь идет о нормативных актах управления), возлагают конкретные обязанности на субъектов управления или наделяют их определенными правами. Правовые акты управления органов исполнительной власти выступают в качестве юридических фактов, т.е. оснований для возникновения, изменения или прекра­щения правоотношений в сфере управления.

Правовые акты управления органов исполнительной власти мо­гут служить:

* основанием для издания других актов управления (на осно­ве акта вышестоящего органа исполнительной власти издается акт нижестоящим органом исполнительной власти);

• доказательством для суда, основанием для возбуждения су­дебного дела;

• условием действительности других актов органов государст­венного управления, а также гражданско-правовых актов (напри­мер, договора купли-продажи).

Такова общая характеристика и юридическое значение право­вых актов органов исполнительной власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: