И значение нормативных правовых актов органов
Вопрос 1. Понятие, общая характеристика
Перед рассмотрением порядка разработки правовых актов в органах исполнительной власти представляется необходимым рас-4 смотреть непосредственно юридическую характеристику и значение нормативных правовых актов органов исполнительной власти.
Для уяснения места, роли и значения правовых нормативных актов органов исполнительной власти в системе актов российского государства важно учесть некоторые обстоятельства.
Во-первых, такие акты значимы как компонент механизма действия права. Они доводят требования закона до адресата и направлены на реализацию этих требований. При этом необходимо отметить, что отдельные законы не могут быть реализованы без издания соответствующих подзаконных нормативных правовых актов органов исполнительной власти. А связано данное обстоятельство прежде всего с нормами, содержащимися непосредственно в данном законе.
Во-вторых, акты органов исполнительной власти значимы как механизм действия права. Акты органов исполнительной власти, обеспечивая реализацию законных требований, неизбежно вносят в механизм действия реализуемых норм дополнительные детали. Тем самым они способны усилить или ослабить нормативное предписание, влияя на его эффективность, предмет регулирования, взаимные отношения субъектов.
|
|
Таким образом, объективированным выражением правовой формы деятельности субъектов государственного управления является правовой акт управления (административный акт). Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, а также по собственной инициативе органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Основными признаками правового акта органа исполнительной власти является то, что он:
* имеет юридическую природу, обладает государственно -властным характером и обязателен для того, кому адресован. Исполнение акта гарантируется, а при необходимости обеспечивается принудительной силой государства;
* принимается в одностороннем порядке, исходит из компетентного органа исполнительной власти, должностного лица или иного субъекта государственного управления;
* устанавливает обязательные правила поведения либо регулирует конкретные управленческие отношения, в последнем случае непосредственно влечет возникновение, изменение или прекращение правовых отношений;
* носит творческий характер, поскольку направлен на оптимальное разрешение управленческих дел и вопросов;
|
|
* принимается субъектом управление только по тем вопросам, которые относятся к его компетенции, и в порядке, установленном правовыми нормами.
Следовательно, правовой акт управления — это письменный официальный документ, принятый в определенной форме органом государственного управления в пределах его компетенции, оптимально регулирующий общественные отношения, на регулирование которых он направлен, обладающий государственно-властным характером.
С точки зрения социального содержания правовые акты управления (административные акты) — это управленческие решения, в которых находят свое выражение цели, задачи, функции и методы деятельности субъектов государственного управления. Посредством акта управления решаются разнообразные управленческие дела (вопросы, ситуации), возникающие в процессе осуществления исполнительной, управленческой деятельности.
Юридическое значение правовых актов органов исполнительной власти состоит в том, что они устанавливают, изменяют или отменяют нормы права (речь идет о нормативных актах управления), возлагают конкретные обязанности на субъектов управления или наделяют их определенными правами. Правовые акты управления органов исполнительной власти выступают в качестве юридических фактов, т.е. оснований для возникновения, изменения или прекращения правоотношений в сфере управления.
Правовые акты управления органов исполнительной власти могут служить:
* основанием для издания других актов управления (на основе акта вышестоящего органа исполнительной власти издается акт нижестоящим органом исполнительной власти);
• доказательством для суда, основанием для возбуждения судебного дела;
• условием действительности других актов органов государственного управления, а также гражданско-правовых актов (например, договора купли-продажи).
Такова общая характеристика и юридическое значение правовых актов органов исполнительной власти.