Технико – экономические показатели, характеризующие деятельность предприятия, подразделяются на четыре типа:
· Объемные (абсолютные) показатели.
· Удельные (относительные) показатели.
· Аналитические группировки.
· Индексные показатели (индексы).
2.1. Объемные (абсолютные) показатели характеризуют объемы услуг, объемы привлекаемых ресурсов в натуральном или стоимостном выражении, объемы прибыли и т.д. Примеры:
Q – количество оказанных услуг (шт.); N - стоимость оказанных услуг (тыс. руб.).
L– численность работников предприятия (чел.); Z - фонд заработной платы работающих(тыс. руб.).
WД – количество единиц действующего оборудования (шт.); FД – стоимость действующего оборудования (тыс. руб.).
F – стоимость основных производственных фондов (основных средств) предприятия (тыс. руб.).
М – материальные ресурсы, потребляемые для оказания услуг (стоимость сырья, материалов, энергии и т.д. в тыс. руб.).
РЧ – чистая прибыль, полученная предприятием (тыс. руб.).
ВА (всего активов) – стоимость всего имущества предприятия (тыс. руб.).
2.2. Удельные (относительные) показатели – показывают эффективность использования имущества предприятия и привлекаемых ресурсов, являются отношением абсолютных показателей. Часто имеют характер нормативов. Примеры:
кв = N/L - выработка одного оператора; кт = L/N, или кт = (L Фрв)/N – трудоемкость одного рубля оказанных услуг, или кт = (LФрв)/Q – трудоемкость одной услуги. Здесь Фрв – фонд рабочего времени одного оператора (час.).
кF = N/F – фондоотдача основных производственных фондов предприятия.
кфв = F/L – фондовооруженность труда (стоимость основных производственных фондов, приходящаяся на одного оператора).
Rва= Рч/ВА – рентабельность активов предприятия (экономическая рентабельность).
Введенные обозначения далее будут использоваться без комментариев.
1.3. Аналитические группировки - совокупности показателей, соединенные знаками арифметических операций.
1.4. Индексные показатели (индексы). В экономике индексом называют числовой показатель, выражающий последовательные изменения некоторого экономического показателя – объема производства, уровня цен и т.д. Различают простые и сложные (агрегированные) индексы.
Простые индексы представляют собой отношения экономического показателя (объемного или относительного), относящегося к разным моментам времени или к разным экономическим объектам. Примеры:
– темп роста (ТР) объема оказанных услуг в отчетном периоде по отношению к базисному периоду, или в процентах: .
Групповые (сложные) индексы представляют собой некоторую комбинацию простых индексов.
Технико – экономические показатели, характеризующие текущую или итоговую деятельность предприятия за некоторый период, являются объектами учета (бухгалтерского, производственного), анализа и планирования его деятельности.