Ресурсы предприятия и показатели эффективности использования ресурсов

Ресурсы – это все, что поступает на предприятие извне. Основные виды ресурсов предприятия:

· основные средства;

· материальные ресурсы;

· трудовые ресурсы;

· информационные ресурсы.

Ресурсы приобретаются на рынке ресурсов. Объединяясь в процессе производства, ресурсы выступают как факторы производства, а в готовой продукции (предоставленных услугах) потребленные ресурсы учитываются как затраты. Эффективность деятельности любого предприятия определяется тем, насколько эффективно оно использует свои ресурсы.

3.1. Основные средства предприятия.

К основным средствам (основным фондам) предприятия относятся материально – вещественные ценности в составе имущества предприятия, срок службы которых превышает один год. Стоимость основных фондов переносится на готовую продукцию, т.е. включается в ее себестоимость в виде амортизационных отчислений в соответствии с нормой амортизации, назначаемой в зависимости от срока их службы.

Основные фонды в соответствии с их целевым назначением подразделяются на основные производственные фонды, функционирующие в сфере производства (оказания услуг) и основные непроизводственные фонды, которые не участвуют в процессе производства (жилые дома, поликлиники и т.д.), но находятся на балансе предприятия.

К основным производственным фондам (ОПФ) предприятия относятся:

· земельные участки, находящиеся в собственности предприятия, здания и сооружения, транспортные средства общего назначения (пассивная часть ОПФ);

· машины и оборудование, инструменты и приспособления, срок службы которых превышает один год (активная часть ОПФ).

Состав и уровень использования ОПФ определяют мощность предприятия связи – его способность оказывать услуги в определенной номенклатуре и определенных количествах.

Эффективность использования основных производственных фондов определяется показателем фондоотдачи основных фондов (используются обозначения из лекции 1) kF = N/F, или обратным показателем – фондоемкостью продукции: kFe = F/N. Увеличение показателя фондоотдачи за некоторый период по сравнению с предшествующим периодом, или, соответственно, снижение показателя фондоемкости, свидетельствует о повышении эффективности использования ОПФ. Основные направления повышения эффективности использования ОПФ сводятся к двум:

· повышение времени использования оборудования (экстенсивная составляющая);

· повышение выработки оборудования за единицу времени (интенсивная составляющая).

3.2. Материальные ресурсы.

Материальные ресурсы (МР), используемые в процессе оказания услуг, составляют незначительную долю в общих задействованных ресурсах предприятий связи. К материальным ресурсам (в себестоимости продукции – к материальным затратам) относятся:

· материалы, сырье, необходимые для оказания услуг;

· энергия, топливо, используемые при оказании услуг;

· услуги сторонних организаций, участвующих в процессе оказания услуг связи.

Эффективность использования материальных ресурсов предприятия характеризуется показателем материалоемкости продукции (услуг). Если принять, что стоимость потребленных материальных ресурсов за год составляет М, то материалоемкость услуг определится как kme = M/N, где N, как и прежде, - объем оказанных услуг.

Отметим основные направления повышения эффективности использования материальных ресурсов:

· переход на альтернативные, более дешевые МР;

· замена поставщиков МР, изменение условий поставок с целью минимизации материальных затрат.

· внедрение энергосберегающих технологий оказания услуг.

3.3. Трудовые ресурсы.

Трудовые ресурсы, участвующие в производственном процессе, составляют промышленно – производственный персонал (ППП) организации. Структура ППП:

· операторы, рабочие, в т.ч.- основные, вспомогательные;

· служащие, в т.ч. – руководители, специалисты;

· младший обслуживающий персонал.

В предприятиях связи основную долю ППП составляют операторы и служащие.

Трудовые ресурсы являются важнейшим фактором производства, в настоящее время они рассматриваются как человеческий капитал, поэтому анализу их использования, разработке мероприятий по повышению эффективности труда на любом предприятии уделяется самое пристальное внимание. Эффективность использования трудовых ресурсов оценивается качественным показателем – производительностью труда и количественными показателями - показателем выработки kв = N/L, где L- численность ППП, или обратным показателем – трудоемкостью предоставляемых услуг: kт = L/N. Обычно трудоемкость представляется более содержательным показателем: kт = LФрв/N, где Фрв – годовой фонд рабочего времени одного работающего. Экономический смысл показателя трудоемкости: количество человеко – часов, необходимых для производства одного рубля оказанных услуг. Если в знаменатель показателя kт подставить величину Q – количество оказанных услуг, то kт = LФрв/Q будет характеризовать трудоемкость в человеко – часах одной услуги.

Затраты трудовых ресурсов измеряются величиной фонда заработной платы ППП. Для выживания любой организации необходимо выполнение условия: темп роста заработной платы должен быть ниже темпа роста производительности труда. Для выполнения этого условия необходимо использовать все резервы роста производительности труда персонала фирмы. Методы управления персоналом фирмы подразделяются на административные, экономические и социально – психологические. Основными направлениями повышения производительности труда являются:

· повышение фондовооруженности труда, т.е. количества основных средств, приходящихся на одного работающего;

· использование прогрессивных трудовых нормативов;

· совершенствование системы отбора, найма, подготовки и переподготовки кадров;

· внедрение эффективной системы мотивации труда.

3.4. Информационные ресурсы.

Информационные ресурсы предприятия используются для обеспечения высокого качества принимаемых управленческих решений. Информация, используемая в задачах управления предприятием, подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя информация – это информация о социальных, технологических, экономических и политических факторах, характеризующих состояние и развитие народного хозяйства в целом, а также информация об особенностях развития отрасли – объеме и динамике рынка, сведения о конкурентах, интенсивности и формах конкурентной борьбы. Внешняя информация является основой формирования стратегии развития предприятия. Состав внутренней информации определяется принятыми в предприятии правилами бухгалтерского и производственного учета, в конечном итоге она позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия. Более подробно вопросы об использовании информационных ресурсов предприятия рассматриваются в дисциплине «Менеджмент в телекоммуникациях».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: