Язык и речь

Словарь терминов

План

СПЕЦИФИКА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

1. Общение как одна из главных потребностей человека.

2. Язык и речь.

3. Модель общения. Структура коммуникативного акта.

4. Типы коммуникации.

5. Разновидности общения.

6. Межкультурная коммуникация и принцип толерантности.

Адресант отправитель сообщения.

Адресат получатель сообщения, реципиент.

Естественные средства общения органы речи.

Искусственные средства общения специальные материалы и приспособления для письма, разнообразная множительная техника, телеграф, телефон, радио, телевидение, компьютерные средства общения и т. д.

Код (в модели речевого акта) язык.

Коммуникация сообщение, общение.

Культурный конфликт столкновение представителей различных культур, приводящее к непониманию собеседниками друг друга.

Массовая коммуникация групповое общение, при котором адресат не в поле зрения автора текста, он лишь прогнозируется, исчисляется; массовая коммуникация реализуется через газеты, журналы, радио- и телетрансляцию, компьютерную связь и т. д.

Межкультурная коммуникация адекватное взаимопонимание двух участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным национальным культурам.

Межличностное общение общение, при котором партнеры выступают как индивидуальности.

Невербальные (несловесные) средства коммуникации мимика, жесты, позы, особенности использования пространства, тембр, темп речи, её общая звуковая окраска.

Непосредственное (прямое)общение общение, при котором коммуникативные действия человека и их восприятие адресатом совершаются одновременно, в одной коммуникативной ситуации и без применения искусственных средств общения.

Опосредованное общение общение, которое осуществляется при помощи искусственных средств коммуникации.

Представительское общение общение, при котором партнеры выступают как представители определенных социальных групп, общественных организаций.

Публичная коммуникация групповое общение, при котором массовый адресат известен говорящему и находится в поле его зрения (лекция, митинг, конференция).

Речевой (коммуникативный) акт минимальная единица речи: двусторонний процесс, охватывающий говорение (писание), слуховое (или зрительное) восприятие и понимание.

Речь использование языка в коммуникативных целях.

Толерантный терпимый, уважительный к кому-либо или чему-либо.

Язык находящаяся в распоряжении речевого коллектива система элементов единиц разных ярусов (фонем, морфем, лексических единиц, предложений) и правил их функционирования.

1. Общение как одна из главных потребностей
человека

Вся жизнь человека проходит в общении. Случайная или намеренная изоляция тяжелейшее испытание для людей, по какой-то причине лишенных возможности общаться. Вспомним в связи с этим переживания невольных «робинзонов», состояние космонавтов-одиночек или исследователей-зимовщиков, ужас одиночного заключения, тяготы добровольного затворничества, жестокость наказания бойкотом. Дело в том, что общение одна из главных потребностей человека связано с самой его сущностью: человек существо общественное.

В качестве синонима термину общение в науке используют термин коммуникация (от фр. communication, которое восходит к лат. communicatio 'сообщение, передача'). В XX в. он получил особенно большое распространение в связи с развитием техники связи и созданием теории коммуникации, изучающей информационные процессы и средства их осуществления. Коммуникация возможна не только между людьми. Информационные процессы имеют место в животном мире, в технических системах всюду, где происходит передача и получение информации. Когда же речь идет о собственно человеческой коммуникации (общении между людьми, человеко-машинном общении (ср.: диалоговое окно), общении человека с животными), пользуются преимущественно термином общение.

Роль общения в нашей жизни чрезвычайно велика. Общение пронизывает всю нашу материальную и духовную деятельность (ежедневно общаются между собой члены семьи, производственная деятельность включает в себя общение: участники реализации какого-либо проекта постоянно координируют свои усилия, обмениваются устными или письменными сообщениями, поддерживают связь в виде определенных отношений). В общении и через него человек познает законы организации и функционирования коллектива, языка, через общение человек усваивает нормы морали и нравственности. В процессе общения происходит вхождение в коллектив, социализация. Иначе говоря, средствами общения человеческое сообщество во всех формах от семьи до международного содружества воспроизводит и организует себя. В общении протекает жизнь общества. В общении оформляются и черты личности.

Как мы знаем, представления о правильном коммуникативном поведении и о хорошей речи у различных народов и в разные исторические периоды одного и того же народа не совпадают (в частности, у корейцев и японцев при встрече и прощании принято кланяться, у русских, в отличие от американцев, разграничиваются ты- и вы- формы общения). Требования культуры современной речи определяются

– спецификой языка,

– условиями его функционирования

– национально-культурными традициями.

Вместе с тем эти требования опираются, конечно, и на общие универсальные закономерности общения.

Человеческая речь (вне зависимости от условий ее порождения) возникает в ответ на необходимость вступить в общение с кем-либо: сообщить что-либо, уточнить, поинтересоваться о чём либо, поделиться своими мыслями, чувствами и мнением. Речь – это конкретное говорение. Оно протекает во времени и осуществляется в письменной или устной форме; все, что написано или сказано, представляет собой тексты: бытовой диалог, репортаж, очерк, научная монография, стихотворение или роман, выступление на собрании, на митинге или на конференции. Речь индивидуальная и конкретна. Мы говорим о речи ребенка, о речи студента, о научной или сценической речи, о деловой или художественной речи, о речи правильной или безграмотной, о прямой и косвенной речи, о диалогической и монологической речи и т.д. Все это разные возможности использования языка, применение языка в многообразных ситуациях общения.

Речь складывается из фраз. А фраза выстраивается в соответствии с законами языка. К примеру, мы хотим сообщить о наступлении долгожданной весны. Что нужно для оформления фразы в разных языках «С каждым днем становится все теплее и теплее»? Во-первых, высказывание построено из элементов (звуков, морфем, слов), форма и значение которых понятны собеседнику, во-вторых, эти элементы соединены в осмысленное целое по определенным правилам (которые предусматривают знание грамматических категорий, форм и значений), также известным собеседнику или читателю.

Таким образом, язык – это находящаяся в распоряжении коллектива

а) система элементов – единиц разных ярусов (фонем, морфем, лексических единиц, предложений);

б) система правил их функционирования.

Язык – система категорий, извлекаемых из речи, организующих речь, но недоступных восприятию чувствами – зрением, слухом. «Языком можно владеть и о языке можно думать, – писал А. А. Реформатский, – но ни видеть, ни осязать язык нельзя. Его нельзя и слышать в прямом значении этого слова» [2000, с. 42]. Нет языка индивидуального, язык не принадлежит индивиду, он является достоянием коллектива. Язык объединяет всё многообразие говоров и диалектов, профессиональной и жаргонной речи, разновидности устной и письменной речи.

Речь можно определить как использование языка в коммуникативных целях. В чём же заключаются закономерности построения речи? Минимальной речевой единицей, данной лингвисту в непосредственном наблюдении, является речевой (или коммуникативный) акт.

Речевой акт – это двусторонний процесс, охватывающий говорение (писание), слуховое (или зрительное) восприятие и понимание.

3. Модель общения.
Структура коммуникативного акта [1]

В науке о коммуникации создано множество моделей, отражающих общие закономерности общения. Наиболее популярна схема коммуникативного акта, предложенная одним из создателей кибернетики К. Шенноном,а затем модифицированная известным лингвистом Р. Якобсоном
(рис. 1).

Контекст

Код Код

Адресант → Сообщение → Адресат

(отправитель) (референция) (получатель)

Рис. 1

Основными элементами речевого акта являются: отправитель сообщения (адресант) – говорящий (или пишущий), получатель сообщения (адресат) – слушающий (или читающий), канал связи, сообщение, код, контекст (ситуация). Сообщение может пониматься как процесс порождения речи, так и ее результат, т. е. текст (звучащий или зафиксированный на бумаге, электронном носителе). Референция – это содержание сообщения. Код в речевой коммуникации – это тот язык (или разновидность языка: диалект, жаргон), который используют участники речевого акта для того, чтобы понять друг друга. Контекст (или ситуация) – это обстоятельства, в которых происходит речевое взаимодействие общающихся. Речь приобретает определенный смысл только в определенной ситуации. При этом текст может быть один и тот же, но в разных ситуациях он понимается по-разному (ср., к примеру, реплику «Все в порядке, спасибо», которая будет иметь разный смысл в ситуациях общения больного с родными, которые пришли навестить его, в ситуации встречи старых друзей и т.п.).

В соответствии с этой моделью коммуникация считается удачной, если на выходе имеется точно такое же сообщение, что и на входе. Если же отправленное сообщение не будет получено или подвергнется при передаче и декодировании искажениям, то коммуникацию следует считать неудачной. Искажение информации может быть следствием:

а) неверного использования кода («Мне нужен хлев» (вместо «хлеб»)в речи корейских студентов, начинающих изучать русский язык;

б) неполного совпадения кодов передающей и принимающей сторон, т.е. Кода 1 и Кода 2, в частности, когда адресант и адресат владеют не одними и теми же вариантами одного и того же языка (например: Ну как, аферу вертишь? (= Как твои дела?); Что это за лабуда? (= Что это такое?) – вмолодежном сленге;

в) использования разных языков;

г) использования одного и того же языка представителями разных культур;

д) нарушений в канале связи: Я чищу дорожку в саду.Какую еще сторожку? (в телефонном разговоре).

Чем теснее связи между странами и народами, тем больше требуется учитывать возможность несовпадения коммуникативных кодов и учиться избегать отрицательных последствий этого несовпадения. Именно это – одна из целей межкультурной коммуникации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: