Основные формы организации обучения биологии

Рис. 4.1 - Взаимосвязь конкретных организационных форм

Рис. 4.2 - Система форм организации обучения биологии (по Н.М.Верзилину, В.М. Корсунской
Таблица 4.1 - Традиционная форма обучения - классно-урочная
| Положительные стороны | Отрицательные стороны |
| Систематический характер обучения Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала Организационная четкость Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении | Шаблонное построение, однообразие Нерациональное распределение времени урока На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания Учащиеся изолируются от общения друг с другом Отсутствие самостоятельности Пассивность или видимость активности учащихся Слабая речевая деятельность (среднее время говорения ученика 2 минуты в день) Слабая обратная связь Усредненный подход Отсутствие индивидуального обучения |
Таблица 4. 2 - Различия современного и традиционного уроков (общедидактические требования к урокам)
| Признаки | Традиционный урок | Современный урок |
| Цель урока | Связана только с усвоением знаний и умений. Развитие и воспитание идет спонтанно, попутно с получением знаний. | Четкая направленность урока на формирование качеств личности. Мотивация учения (цель – мотив – деятельность - результат). |
| Содержание урока | Как можно больше разнообразной информации. Подробное изложение материала один раз. | Выделение главного (генерализация материала). Многократная вариативная проработка главного. |
| Средства обучения | Максимальное количество разнообразных средств на уроке. | Учебный комплекс – минимум необходимого в сочетании. |
| Методы обучения | Ориентация на сообщение готовых знаний. Заучивание материала. Ориентация на среднего ученика. Слабая обратная связь. Контроль только со стороны учителя. | Организация познавательной деятельности учащихся. Осмысление материала. Дифференцированный подход. Оперативная обратная связь. Само- и взаимоконтроль. |
| Формы организации обучения | Четкое разграничение форм обучения (семинар, зачет и т.д.) и этапов урока. Преимущественно индивидуальная или фронтальная работа учеников. Громоздкие домашние задания. Основная тяжесть проработки материала перенесена на домашнюю работу. | «Гибридные» формы урока (урок-семинар, урок-зачет). Взаимное проникновение этапов урока. Групповая или коллективная работа учащихся. Усвоение до 90% учебного материала на уроке за счет его многократной и вариативной проработки. |






