Лекция №10. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Правила техники безопасности при работе на швейных машинах. Чистка и смазка швейных машин. Неполадки в работе швейных машин и методы их устранения
Рис. 22. Рабочее место швеи
На поверхности стола в правом, удаленном от шве углу устанавливается бобиносъемник 3 так, чтобы при опрокидывании головки машины он не ударялся о нее. Нитенаправитель устанавливается строго под стержнем 4, на который надевает бобина с нитками. Поверхность стола 18 должна быть гладкой и не иметь заусенцев. Промышленный стол состоит из двух стоек 11, скрепленных между собой боковыми и продольными поперечинами 10. Можно регулировать высоту стола с помощью винтов 12 крепления нижних горизонтальных брусков. Высота стола определяется ростом швеи и должна удовлетворять требованиям эргономики (экономии силовых затрат при эксплуатации машины). На нижние концы стоек 11 устанавливают прорезиненные башмаки 16, которые уменьшают вибрацию и шум от работы машины.
К поверхности стола 18 через кронштейн крепится электропривод 8, который через тягу 13 соединен с педалью 15 регулирования частоты вращения главного вала машины. Для подъема прижимной лапки слева от основной педали может быть установлена дополнительная педаль (на рис. 2.14 не показана) или рычаг 9 под крышкой стола. Для освещения зоны шитья рабочее место оснащено индивидуальным светильником 1, которым можно регулировать направление освещения зоны шитья. Сиденье для швеи должно регулироваться по высоте. Положение педали можно регулировать изменением длины тяги 13 после ослабления винта 14.
Рабочее место швеи укомплектовывается ножницами, отверткой и кисточкой для чистки машины, которые располагаются в ящике 17стола. В этом ящике также хранятся иглы, шпульки и приспособления малой механизации: сменные лапки, тканенаправители и т.п.
Электродвигатель включается нажатием пусковой кнопки (переключателя) 7.
Для уменьшения потерь времени на подготовительно-заключительные работы (отделение детали от пачки, складывание деталей после операции и др.) рабочее место оснащается организационной оснасткой: подставки к столу для расположения деталей, корзинки для деталей и др.
Организация рабочего места. Расположение машины, педали, коленоподъемника и стула должно быть удобным. Обычно детали располагают справа от швеи, а готовый полуфабрикат складывают на подставку, расположенную за столом, или на тележку, а также располагают слева от швеи. Стол устанавливают так, чтобы дневной свет падал слева от швеи. Между рабочими местами должно быть расстояние не менее 90 см. Не рекомендуется столы ставить вплотную друг к другу.
Рациональные приемы работы. Приемы в работе определяются видом выполняемых работ. Так, при стачивании деталей на универсальной швейной машине необходимо избегать припосаживания и стягивания, а также прокладывать строчки на необходимом месте. Для этого швея руками управляет положением обрабатываемых деталей относительно иглы. Не допускается делать резкие и большие усилия при стачивании деталей, поскольку возможны поломка иглы или пропуск стежков. Контроль положения детали при большой ее длине обеспечивается перехватами, т.е. деталь контролируется справа (за зоне шитья) и слева (до зоны шитья). Нитка должна наматываться шпульку одновременно с выполнением операции.
Для уменьшения времени на перезаправку игольной нитки новую нитку прикрепляют к удаляемой ткацким узлом и протягивают через нитенаправители. Смена ниток производиться при поднятой прижимной лапке, что ослабляет зажим нитки в регуляторе натяжения.
При прохождении утолщений и резких изменениях направления прокладывания строчки необходимо уменьшать частоту вращения главного вала. Строчку закрепляют, выполняя обрат ход в ее начале и конце на полуфабрикате.
При резком изменении направления прокладывания строки поворот детали выполняют при крайнем нижнем положении иглы.
Для избежания пропусков и обрыва нитки на обрабатываемой детали не допускается поворот вала при поднятой прижимной лапке. Разворот же детали лучше выполнять, когда игла только подходит к крайнему нижнему положению.
Правила техники безопасности при работе и техническом
обслуживании швейных машин
Перед работой на швейном оборудовании или его обслуживанием необходимо ознакомиться с правилами техники безопасности по паспорту или соответствующему руководству.
При монтаже и эксплуатации машины электродвигатель и промышленный стол должны быть заземлены в соответствии с вилами устройств электроустановок, Правилами технической эксплуатации электроустановок и Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителем.
В местах проведения расконсервации машин не допуск наличие открытого огня, курение, хранение и прием пищи. После окончания расконсервации необходимо тщательно вымыть руки и лицо с мылом.
Все швейные машины должны иметь местное освещение от ламп накаливания напряжением 12... 36В на кронштейне, позволяющее освещать рабочую зону шитья. После окончания работы и при ремонте электродвигателя и электрооборудования вилка разъема Х1 должна быть обязательно вынута из розетки штепсельного разъема.
Не допускается работать на машине при снятых ограждениях ремня и фронтовой крышки. Все подвижные детали машины должны иметь ограждения или быть закрыты щитками. Для машин общего назначения на прижимной лапке должен быть установлен предохранитель от прокола пальцев иглой. Полуавтоматы для пришивки пуговиц и выполнения закрепок должны быть оснащены защитными экранами, предохраняющими работающих от ранений при поломке иглы или пуговицы.
Не допускается нажатие на педаль или рычаг подъема прижимной лапки во время шитья. Запрещается работа на машине с включенным механизмом обрезки при поднятой прижимной лапке.
При появлении неисправностей в работе машины, которые швея не может устранить самостоятельно, нужно прекратить работу, отключить электродвигатель и вызвать слесаря-ремонтника.
Правила работы на машине следующие. Во время работы швейной машины не рекомендуется опускать прижимную лапку на игольную пластину, когда под лапку не подложена ткань; тянуть ткань при шитье и поднимать лапку.
При подготовке машины к работе необходимо проверить: отсутствие контакта шкива с посторонними предметами, бобиной ниток или ниткой; правильность установки бобины на бабинодержателе; соответствие заправки ниток руководству по эксплуатации; наличие свободного конца длиной не менее 50 мм у шпульки с ниткой в шпульном колпачке; шпульный колпачок должен быть зафиксирован в шпуледержателе.
В местах утолщений в шве или при обработке углов частота вращения главного вала должна быть снижена с помощью ножной педали.
При замене обрабатываемых материалов необходимо сменить иглы, изменить регулировку натяжения ниток, усилие нажатия прижимной лапки и др. На образце материала выполняют пробную строчку и проверяют ее на усилие затяжки и внешний вид.
Ежедневно швее необходимо:
– проверять наличие и надежность крепления ограждений;
– проверять уровень масла в картере платформы. Уровень масла не должен быть ниже нижней риски маслоуказателя;
– наносить по нескольку капель масла в сопряжения подвижных Деталей машины, куда не поступает централизовано распределяемый смазочный материал;
– в машинах с принудительной системой подачи масла в рукав машины при работающей машине проверять фонтанирующий поток масла (при отсутствии масла – сообщить слесарю-ремонтнику); после окончания работы кистью удалять очесы и другие загрязнения из зоны челнока, рейки, механизма обрезки, поддон, а также протирать поверхности головки, стола, электропривода.
Не реже 1 раза в неделю швея должна:
– удалять загрязнения и спрессованные очесы из пазов рейки, игольной пластины и поверхности челночного устройства (необходимо снять игольную пластину);
– проверять крепление подвижных деталей механизмов и узлов;
– заливать масло в картер машины до верхней риски маслоуказателя;
– снимать накладку, крышку, вынимать поролоновую подуши расположенную за механизмом игловодителя, отжимать ее, промывать в керосине и устанавливать на место. Не реже 1 раза в 4 месяца слесарь-ремонтник должен смазывавать зубчатые передачи в машине, осматривать и затачивать режущие инструменты (ножи) в машине и при необходимости регулировать механизмы. Не реже 1 раза в год нужно разбирать, чистить и смазывать электродвигатель.
На рабочем месте должны быть:
–наполненная маслом исправная масленка;
–большая и малая отвертки;
–щетка или ершик;
–обтирочная мягкая неосыпающаяся ткань.
Для смазки машины используют:
–масло велосит (желто-лимонного цвета);
–вазелиновое (прозрачная жидкость);
–веретенное масло.
Полную чистку и смазку машины производят перед каждой сменой, или в конце ее. При шитье легкоосыпающихся тканей, при стежке ваты челночное устройство, прочищать несколько раз в смену. Смазку деталей, особенно быстродвижущихся, нужно проводить в течение смены. Детали не во всех машинах смазываются посредством централизованных смазочных устройств. В каждом месте смазки больше 2-3 капель поместить нельзя, следует пускать масло в течение смены.
Смазывают:
– детали в рукаве машины;
– детали в стойке;
– внутри головки;
– под платформой.
После пуска масла повертывать рукой главный вал машины (обращать внимание, чтобы прижимная лайка не касалась рейки).
Приготовление перед чисткой машин:
– выключают машину;
– снимают приводной ремень;
– игловодитель ставят в крайнее верхнее положение;
– вручную поднимают прижимную ланку;
– вынимают шпульный колпачок со шпулькой;
– выдвигают задвижную пластину;
– снимают игольную пластину;
– снимают фронтовую доску;
– открывают щиток.
Процесс чистки:
– щеткой или ершиком удаляют пыль;
– все детали тщательно протирают тряпкой (чтобы пыль и грязь не попадали в челночное устройство);
– протирают детали, находящиеся в стойке рукава;
– протирают под платформой машин (машину кладут на бок, чтобы рычаг для подъема лапки не касался рабочего стола);
– удаляют пыль: с реечной вилки, с рейки, с челночного устройства;
– протирают поддонники.
После полти протирки и чистки машины следует:
– начать с деталей, расположенных вод платформой;
– пустив масло, повернуть маховое колесо несколько раз;
– вытереть излишнее масло.
После смазки проверяют вручную:
– легкость хода машин;
– вытирают лишнее масло;
– устанавливают на место фронтовую доску;
– устанавливают щиток на рукаве;
– игольную задвижную пластину;
– надевают ремень;
– вкладывают на место шпульный колпачок;
– заправляют машину;
– проверяют качество строчки;
– удаляют масло, если оно случайно попало на рейку