Инструменты государственного регулирования экономики

Система государственного регулирования рыночной экономики включает в современном ее виде: индикативное планирование (программирование); бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику; регулирование цен и заработной платы; антимонопольную политику.

Наиболее широко система государственного регулирования экономики со всеми ее слагаемыми применяется в странах, реализующих концепцию экономического дирижизма (Франция, Япония, Южная Корея, Турция, Швеция и другие скандинавские страны), тогда как в англосаксонских странах предпочтение, как правило, отдается рекомендуемым монетаризмом методам бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики.

Государство выполняет свои функции по регулированию экономии прямо – через финансирование развития госсектора, науки, культуры, обороны, социальных мероприятий по обеспечению прав населения, или косвенно – через систему регуляторов, ориентирующих деятельность предприятий и отдельных граждан на достижение целей и приоритетов социально-экономической политики. Соотношение прямых и косвенных методов регулирования может быть различным.

Государственный сектор экономики является одновременно объектом и инструментом воздействия на хозяйство. Государственный сектор представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частью принадлежащих центральным и местным государственным органам. Это, главным образом, объекты инфраструктуры, государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются крупные инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Госсектор как средство государственного регулирования экономики активно используется в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, в государственной структурной политике. В целом госсектор служит дополнением частного хозяйства и служит повышению эффективности народного хозяйства в целом.

Высшей формой государственного регулирования экономики является государственное экономическое программирование, или индикативное (рекомендательное) планирование. По мере усложнения задач по регулированию хозяйства стали формулировать кратко, - средне, - и долгосрочные задачи, определять порядок их решения и органы, ответственные за исполнение этих решений, выделять необходимые средства и определять порядок финансирования.

Объектами целевых программ обычно являются отрасли, регионы, социальная сфера, различные направления научных исследований. Программы бывают обычные и чрезвычайные, разрабатываемые в критических ситуациях.

Субъекты экономического программирования – государственные учреждения, ответственные за составление, осуществление программ и контроль над ними. К разработке программ широко привлекаются представители центрального банка, союзов предпринимателей, торгово-промышленных палат, профсоюзов, создаются различные комиссии и советы экспертов.

Основными инструментами денежно-кредитной политики являются: норма обязательных резервов; ставка межбанковского процента; учетная ставка; операции центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Инструменты бюджетно-налоговой политики: государственные расходы; выпуск государственных внутренних займов; государственные закупки; поддержка государственного предпринимательства; система налогообложения доходов и имущества.

Цены также являются объектом регулирования со стороны государства, поскольку затрагивают групповые интересы производителей и потребителей, оптовых и розничных торговцев, профсоюзов и союзов предпринимателей, экспортеров и импортеров. Государственное регулирование цен исторически началось с наблюдения за ценами, которым занимаются центральные статистические управления. Цель наблюдений за ценами – измерение роста стоимости жизни для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а также для выявления влияния роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность. Воздействовать на цены государство может введением или отменой количественных и таможенных ограничений во внешней торговле, вступлением в интеграционные союзы, изменением учетной ставки, варьированием налогами, осуществлением эмиссии денег и др. Косвенное влияние на цены оказывают все государственные регулирующие акции, какой бы цели они не служили.

Прямым государственным вмешательством в процесс ценообразования является государственная политика установления цен на акцизные товары, санкционирование правительственными организациями завышения издержек производства через включение в себестоимость завышенных амортизационных отчислений, введение налога на добавленную стоимость, государственные субсидии, государственное поощрение экспорта, фиксация цен на товары и услуги госсектора, фиксация цен или установление пределов их повышения в негосударственном секторе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: