Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Агентско-экспедиторское поручение на оформление стивидорного и тальманского контрактов




Затраты на стивидорное обслуживание — исполнение погрузочно-разгрузочных операций на любом терминале состав­ляют значительную часть транспортных издержек, связанных с доставкой грузов от продавца к покупателю.

Даже в тех случаях, когда их оплачивает грузоотправитель или получатель, то выбор производителя работ — стивидора не может не интересовать перевозчика. От квалификации персонала, оснащенности механизмами зависит качество и интенсивность погрузочно-разгрузочных работ, на исполне­ние которых зачастую затрачивается до 40-50% общего эксп­луатационного времени транспортного средства.

Не случайно, поэтому, общей тенденцией является стрем­ление перевозчика принять на себя функцию, если не пла­тельщика, то хотя бы заказчика погрузочно-разгрузочных ра­бот и других терминальных операций.

Это обеспечивается соответствующей редакцией «обыча­ев портов», а также калькуляцией ставок линейных тарифов, когда организация погрузки, выгрузки и перевалки груза воз­лагается на перевозчика, а расходы за стивидорные работы компенсируются ему путем включения специальной состав­ляющей в ставку линейного тарифа или в сумму фрахта (пере­возка груза на «линейных условиях»).

Традиционно под термином «стивидорное обслуживание» подразумеваются операции по погрузке груза, размещению и укладке груза в транспортном средстве, чтобы обеспечить не только сохранность, безопасность груза, но и осуществить намеченную перевозку!— рейс судна или вагона, передвиже­ние автомобиля, автотрейлера с грузом и т.д. К этим работам относят так же ряд манипуляций с грузами на терминале (в порту, на железнодорожной станции, в товарном складе), пе­ревалку груза с одного вида транспорта на другой, взвешива­ние груза, его сортировку и т.п.

Часто эти операции подразделяют на две категории: «гру­зовые работы на борту» и «грузовые работы на терминале». Наиболее оптимальным для владельца транспортного сред­ства является производство одной, еще лучше собственной дочерней фирмой, всего комплекса стивидорного обслужи­вания.

Такое положение характерно для грузовых операций с кон­тейнерами и роллтрейлерами на терминалах с соответствую­щим выбором для этого базисного условия контракта, позво­ляющего возложить организацию перевалки груза на пере­возчика.

Стивидорное обслуживание за рубежом имеет ряд особен­ностей.

В странах с развитой экономикой стивидорные компании, как правило, предприятия частные, в развивающихся — госу­дарственные и полугосударственные. Разрозненные стивидор­ные предприятия объединяются в предпринимательские ас­социации по странам, регионам. Эти ассоциации централи­зованно, с одной стороны, согласовывают условия коллектив­ных трудовых договоров с профсоюзами докеров, а с другой, согласовывают единые правовые нормы и тарифы с заказчи­ками работ — фрахтователями (грузовладельцами) или с пе­ревозчиками.




При этом нужно заметить, что докеры за рубежом, как правило, принадлежат к наиболее организованной части ра­бочего класса, а объединяющие их профсоюзы — влиятель­ная политическая сила. Согласование трудовых договоров и уровня зарплаты нередко сопровождается всеобщими забас­товками. Не случайно, поэтому, в каждом чартере содержится на этот счет специальная оговорка, регулирующая поведение сторон в период трудового конфликта, тем более, что участ­ником его нередко оказывается также в силу рабочей соли­дарности и судовая команда.

Активность профсоюзов учитывается владельцами стиви­дорных и терминальных компаний по-разному. Владельцы и арендаторы терминалов стремятся к созданию дочерних сти­видорных подразделений с постоянным штатом рабочих. |Стивидорные компании держат у себя в постоянном найме от нескольких человек бригадиров («форманов») до 80% шта­та рабочих. Остальные набираются по потребности из порто­вого пула, контролируемого профсоюзом/(«part regular, part-pool employment system»). Очень часто это происходит просто при подходе очередного судна и получении стивидором зака­за на работу. Соответственно руководители пула регистриру­ют не только профессионалов, но и просто желающих подра­ботать рабочих предпортовых предприятий и крестьян с бли­жайших ферм.

Любой предприниматель, нуждающийся в рабочей силе для погрузки груза в судно, выгрузки груза из судна и произ­водства работ на причале или в складе, обязан прежде всего ознакомиться с принятыми в порту, регионе, стране Общими условиями работы стивидоров,) разработанными соответству­ющей ассоциацией или объединением ассоциаций портовых стивидоров и действующими едиными стивидорными тари­фами.



При этом, как правило, следует воспринимать содержа­щуюся в них информацию только лишь для оценки ситуации и общей ориентации в предстоящих расходах. Дело в том, что непрерывный процесс контейнеризации грузов, механизации и автоматизации перевалочных операций поддерживает по­стоянное превышение предложения стивидорных услуг от­носительно спроса на них. Острая конкуренция на рынке сти­видорного обслуживания позволяет перевозчикам и экспедиторам зачастую добиваться значительных уступок при ре­дактировании условий стивидорных контрактов и скидок с опубликованных тарифов1(последнее оформляется конфиден­циальным приложением!— аддендумом).

В принципе стивидорный контракт определяет правовые отношения между заказчиком и исполнителем работ и со­держит ставки на их оплату.

Обязанности заказчика работ по отношению к стивидор­ной компании:

- заблаговременно сообщать (через агента) срок подхода транспортного средства, количество и характеристику груза, а если это судно, то распределение груза по трюмам, наличие и исправность грузовых средств на борту, их сертификацию;

- при погрузке — согласовать карго-план и организацию работ;

- обеспечить освещение и энергию при использовании судовых грузовых средств;

- своевременно оплачивать счета за произведенные ра­боты.

Последнее ни в коем случае не должно быть только декла­рацией. Традиционно оговариваются относительно короткий, как правило, 14-дневный срок платы; конкретная форма оп­латы (аккредитив, аванс, наличные); порядок оплаты (через агента, экспедитора, непосредственно заказчиком).

Всегда нужно учитывать, что поддерживаемый рабочими стивидор-предприниматель, в случае задержки платежа, мо­жет пойти на крайние меры: арестовать груз, судно или дру­гое транспортное средство, потребовать оплату работ капита­ном судна, водителем грузовика и т.д.

Для правильной редакции обязанностей исполнителя ра­бот — стивидора целесообразно заранее ознакомиться с уста­новленными в обычаях порта режимами рабочего времени (число смен, начало и конец смены, перерыв) и системой оплаты стивидорных работ. Она может быть повременной, сдельной и сдельно-прогрессивной.

Повременная, как правило, почасовая система, покрыва­ющая трудовые затраты и доход предпринимателя-стивидорa («cost plus profit system»)] не стимулирует повышение про­изводительности труда докеров/ Заказчику нужно добиваться поэтому совмещения почасовой нормы с условием ее оплаты только при достижении определенной нормы выработки (ко­личества тонн, числа контейнеров в час и др.). По почасовым ставкам оплачивается труд крановщиков, водителей автопогрузчиков, плотников, работников по укладке и креплению грузов, зачистка трюмов и др.

Наиболее распространенной является сдельная оплата труда (performance base system), при которой интересы пере­возчика и стивидорной компании в значительной мере со­впадают.) Увеличение производительности труда грузчиков ,/ отражается на сокращении времени стоянки перевозочного средства и в то же время способствует росту доходов стиви­дорной компании.

Тарифы на стивидорные операции устанавливаются с учетом трудоемкости перевалки)и могут содержать до 100-150 позиций в зависимости от трудоемкости обработки 1 т конк­ретного груза (commodity rate system). Для грузов с удельным погрузочным объемом более единицы (УПРО 1) тарифная ставка может взиматься за единицу объема или за обработку отдельного места (в тарифе содержатся правила обмера и ука­зывается исполнитель операции обмера — стивидор, тальман). В целях упрощения пользования тарифами грузы могут группироваться в классы (обычно 10-12) — а также диффе­ренцироваться по вариантам грузовых работ: «трюм — при­чал»; «трюм — наземный транспорт» и т.д.; различаться по видам упаковок и габаритам мест. На мелкие партии штуч­ных грузов устанавливаются повышенные ставки тарифа.

Особое значение имеют «условия применения тарифа». Мели называется ставка, якобы включающая в себя выполне­ние «всех операций с грузом» (all inclusive rate) или «свобод­ная консолидированная ставка» (consolidated rate) или «ак­кордная ставка» (flat rate), то в условиях применения тарифов должны быть приведены все операции, которые включены в такую ставку (за операции, не включенные в перечень, стиви­дор может потребовать дополнительную плату).

К ним относятся: погрузка, выгрузка, укладка и сепара­ция в трюме, мелкий ремонт тары. Использование стропов, сеток, кранов, погрузчиков и т.п. либо включается в тариф, либо они предоставляются за специальную арендную плату. Базисная ставка стивидорного тарифа установлена за работы, выполняемые в обычное время, в обычных условиях и с обыч­ным риском. За любые отклонения предусматриваются над­бавки:

- за работу в неурочное время: выходные и праздничные дни, во 2-ю и 3-ю смены, в обеденный перерыв;

- за работу с вредными грузами: пылящими, остро пахну­щими, трудоемкими (слежавшимися, смерзшимися и т.д.);

- за погрузку/выгрузку с перевеской или производимую на рейде;

- за работу в неудобных помещениях: шельтердеках, в кор­мовых трюмах, разделенных переборками или тоннелем греб­ного вала, диптанках;

- за работу в загрязненных трюмах, рефкамерах и других помещениях, вредных для здоровья докеров;

- за работу с транспортным средством меньшего (надбавка) или большего (скидка), чем установленного среднего раз­мера;

- за погрузку тяжеловесного, длинномерного, с нетради­ционным весом, подмоченного, обгорелого, грязного грузо­вого места и др.

Все работы, имеющие непостоянный характер производ­ства, выделяются в категорию дополнительных, которые за­казываются и оплачиваются особо, например:

· переукладка груза в трюмах или с выгрузкой на берег;

· сортировка груза по коносаментным партиям;

· счет и проверка состояния груза, если они возлагаютсяна стивидорную, а не на тальманскую фирму и др.

· Как правило, в контракте особо оговариваются оплата заказчиком крановых расходов, если они не входят в стивидор­ную ставку, и оплата простоев бригад:

· по вине судна (отсутствие электроэнергии, пара и т.д.);

· в случае завершения работ до конца смены:

· по метеопричинам;

· из-за отсутствия груза, вагонов и т.п.

Оплата простоев производится по почасовым ставкам. Контейнеризация расширила перечень стивидорных ус­луг за счет трудовых операций, связанных с заполнением кон­тейнеров грузами (stuffing) и выгрузкой (stripping) грузов из контейнеров. При калькуляции ставок на эти работы учиты­вается трудоемкость, связанная с манипуляциями штучны­ми грузами в слабой упаковке, необходимости сепарации и обеспечения правильности сдачи груза получателям, а также с подсчетом и проверкой состояния грузов в контейнерах.

Исключительно важным являются вопросы компенсации ущерба имуществу «третьих лиц» и здоровью докеров.

В случае нанесения ущерба грузу или судну судовладелец должен располагать правом завершения грузовых работ, со­ставить сюрвейерный акт, подтверждающий, что ущерб нане­сен стивидорами, и определяющий размер ущерба с учетом того, что в противном случае никакие претензии стивидор­ной компанией от судовладельца не будут приниматься.

Идеальным является наличие в контракте условия обяза­тельного страхования стивидором своих и привлекаемых ра­бочих от риска несчастных случаев с полным размером ком­пенсации за ущерб. Если предусмотренная компенсация не возмещает ущерба, нанесенного рабочему в связи с потерей трудоспособности, то пострадавший вправе предъявить че­рез суд иск непосредственно к перевозчику. По этой причи­не, а также в связи с тем, что в ряде зарубежных стран вообще отсутствуют, как система государственного страхования, так и законы о компенсации рабочим ущерба, перевозчики стра­хуют такого рода риски в клубах взаимного страхования с вы­дачей стивидорам гарантийного письма (letter of indemnity) о принятии на себя всего риска возмещения ущерба пострадав­шим.

В договоре или в приложениях к нему должен быть уста­новлен порядок актирования страховых случаев, как в отно­шении рабочих, так и в отношении перевозочных средств и устройств в случае их повреждений

Сдельно-прогрессивная система оплаты стивидорных работ, (sliding scale system) применяется при погрузке/выгрузке V контейнеров, когда ставка за число контейнеро-операций, производимых за час, предусматривает выплату премии за ее перевыполнение. |

Помимо прямой скидки с тарифа можно в ходе перегово­ров получить и косвенную скидку, в том числе путем возложе­ния на стивидора:

- обязанности в случае завершения работы на одном трю­ме, использовать бригаду на других трюмах либо на другихсудах судовладельца;

- установления льготного периода, в течение которого су­довладелец не платит за простой бригад (до 2-х часов);

- отнесение на счет стивидорной компании некоторых дополнительных видов вспомогательных операций (откры­тие, закрытие люков и др.);

- снижения процента на накладные расходы (overhead expences) — обычно 5-15%.

Все изложенное выше свидетельствует о сложности каль­куляции стоимости работ по погрузке и выгрузке грузов. В агентских и экспедиторских фирмах эта работа поручается, как правило, специалистам, имеющим опыт работы в стиви­дорных предприятиях в данном регионе.

В условиях развития рыночных отношений в России труд­но предугадать в каких размерах западная практика организа­ции стивидорных работ будет перенесена к нам. Пока она находит свое выражение во внедрении контрактных договор­ных правоотношений между морскими, речными и авиаци­онными портами, владельцами терминалов и товарных скла­дов и грузовладельцами (экспедиторами) в части производ­ства работ по погрузке и разгрузке грузов.

Федеральная служба России по регулированию естествен­ных монополий на транспорте ввела форму государственного контроля за уровнями тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними работы, а также на транспортно-экспедиционное обслуживание путем утверждения предло­жений на этот счет терминальных операторов. Такое утверж­дение получили тарифы Санкт-Петербургского, Калининг­радского и Новороссийского портов.

Так, например, тарифы Калининградского порта содер­жат в «универсальном крановом варианте» 43 позиции по грузам; в «накатном» — 7 категорий; в «контейнерном» — 4 по­зиции по 20 и 40-футовым контейнерам с грузом и порож­нем. Все грузы разделены на 3 категории: импортные, экс­портные и транзитные.

Дано стандартное перечисление операций, включенных в аккордную ставку по каждой категории грузов, установлены ставки на транспортно-экспедиционное обслуживание по каждому роду груза и контейнеру.

Начиная с 1994 г. на морском и речном транспорте осуще­ствляется лицензирование погрузочно-разгрузочных работ (стивидорной деятельности).

Производство погрузочно-разгрузочных работ на желез­нодорожном транспорте характеризуется тем, что пока по­чти 80% грузов, предъявляемых к перевозке, грузится и выг­ружается на подъездных путях предприятий, терминалов, товарных складов и организаций, связанных с общей сетью железных дорог непрерывной колеей, т.е. на местах «необще­го пользования».

За погрузку грузов на местах «общего пользования» (гру­зовые дворы станций, где обычно концентрируются погрузочно-разгрузочные операции, другие пункты погрузки-раз­грузки, находящиеся в ведении железной дороги) средствами железных дорог с отправителей и получателей грузов взима­ется сбор за каждую тонно-операцию (пункт 47 раздела А ча­сти 1 «Тарифного руководства №1, прейскуранта №10-01).

Все грузы по их трудоемкости распределены на 7 классов. Одной тонно-операцией считается перемещение груза: «из склада в вагон или на автомашину — при погрузке; из вагона или автомашины в склад — при выгрузке; из вагона в вагон, из вагона в автомобиль, из автомобиля в вагон — при пере­грузке (прямая операция); внутри склада с целью проверки или перевески груза, отвалки груза от железнодорожной ли­нии для освобождения места для выгрузки и другие, если ус­ловиями работы в этих операциях возникает необходимость». Тальманское обслуживание включает в себя счет груза в ходе погрузки в транспортное средство (в судно) и выгрузки из транспортного средства (из судна).(Обычно, кроме счета груза, тальманы выполняют ряд важных сопутствующих опе­раций: проверку состояния грузовых мест, качества упаков­ки, маркировки, соответствие маркировки данным грузовых документов. Они информируют агента судовладельца или экспедитора грузовладельца о всех замеченных ими повреж­дениях груза и других обнаруженных нарушениях и отступле­ниях от условий контракта Тальманским фирмам поручается обмер грузовых мест на причале или на складе. В крупных зарубежных портах существуют ассоциации, так называемых, присяжных тальманов (chartered tally) — присяжных весовщи­ков, тальманские расписки которых принимаются как офи­циальные свидетельства «счета грузов» при разборе претен­зий и исков/В некоторых портах им поручается также конт­роль за выполнением норм грузовых работ стивидорными фирмами, а их свидетельства кладутся в основу расчетов ста­лийного времени.

В ряде стран Европы количество доставленного судном генерального груза определяется тальманами в момент его выгрузки и считается окончательным как для перевозчика, так и для получателя. Однако, во многих странах Африки и Азии такой счет в момент выгрузки является предваритель­ным. Окончательное количество грузовых мест устанавлива­ется при выдаче груза из порта грузополучателю под контро­лем таможни. При этом особенно возрастает роль агента и тальманской фирмы, обязанных защищать интересы перевоз­чика при возникновении разного рода претензий грузополу­чателей.

Выполнение тальманских услуг оформляется контрактом между перевозчиком или фрахтователем и тальманской фир­мой с повременной или сдельной оплатой (за работу одного тальмана в час или за единицу груза).

В портах бывшего СССР счет грузов при погрузке/выгруз­ке выполняли, с одной стороны, транспортные службы «Транс­флот», представлявшие судовладельца, а, с другой стороны, тальманы, назначенные морским портом.

Тальманский счет сдаваемых судну грузов ведется по каж­дому трюму отдельно. По окончанию смены тальманская рас­писка (tallyman's receipt) с приложенными к ней отвесами склада, путевыми листами, удостоверяющими количество груза и его состояние при приемке на судно в качестве транс­портного документа передается экспедиторской группе при­чала для подготовки штурманской расписки и коносамента, а при выгрузке груза — для оформления сдаточных докумен­тов судна порта грузополучателя.

Контракты на стивидорные и тальманские контракты, как правило, подписываются агентами и экспедиторами на осно­ве или «Договора комиссии» (с государственными фирмами) или «Договора агентирования» от имени агента, экспедитора (с частными фирмами).





Дата добавления: 2014-02-02; просмотров: 1497; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент - человек, постоянно откладывающий неизбежность... 10212 - | 7235 - или читать все...

Читайте также:

 

18.232.53.231 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.006 сек.