Современный транспорт как отрасль народного хозяйства представлен четырьмя производственными компонентами: путями сообщений, перевозочными средствами (подвижным составом, судами, самолетами), средствами тяги и терминалами. Понятие «терминал» относительно молодое. Оно вошло в транспортную, техническую и экономическую лексику в 60-70-х гг. в ходе научно-технической революции, с контейнеризацией грузов, с развитием перевозок в смешанных сообщениях.
Наиболее частое определение термина «терминал» — это транспортное предприятие, на территории которого заканчивается одна транспортная сеть и начинается другая, выполняется цикл технологических операций по передаче груза из одного транспортного средства в другое, а также комплекс услуг экспедиционного сервиса и требований к грузу коммерческого и административного характера (таможенная очистка, санитарно-карантинный контроль, страхование и др.).
Однако такое определение не является достаточным, поскольку не отражает обязательное наличие на терминале развитого складского хозяйства. В составе терминала это не только «товарный склад» железнодорожной станции или порта, но и функциональное подразделение для заблаговременного накопления груза и формирования отправительских партий, хранения товаров в ожидании перевозочных средств, сортировки по направлениям дальнейшего движения и т.д.
|
|
Современный терминал с его самостоятельным хозяйственным складским комплексом является основой для организации регионального централизованного снабжения предприятий полуфабрикатами, агрегатами и запасными частями, а также распределения готовой продукции в порядке межотраслевой кооперации, оптовой и розничной торговли. Зачастую экономически оправдано хранение сырья, полуфабрикатов в месте, обеспечивающем низкую себестоимость производства, а готового изделия в месте, предполагающем более низкие расходы реализации.
8.8. Экспедиторское агентское поручения на терминальное обслуживание.
Терминальный комплекс — это не просто традиционное удобное и сохранное помещение для открытого и закрытого складирования грузов, безопасное для движения вспомогательных средств подвозки и развоза с рампами, подъездными путями и крановым хозяйством, но также и специализированное стеллажно-ячеистое хранилище разнообразных товаров, оснащенное ЭВМ, позволяющее в считанные минуты определить местонахождение товара, подготовить его выдачу, изготовить в автоматическом режиме необходимую документацию.
Терминалы превратились в настоящее время в равноправных участников общенациональных, а зачастую и международных логистических систем.
|
|
Трансформация складского обслуживания на транспортных терминалах не могла не привести сначала к изучению проблем правовых имущественных отношений, возникающих при приеме, сдаче и в ходе хранения товаров на складах, а затем и к появлению специального гражданского законодательства по этим вопросам и разработке стандартных проформ складских товарораспределительных документов.
Ещё 10-20 лет назад они имели упрощенный вид и весьма ограниченное использование, включая товаро-распорядительную функцию и залоговое применение.
В гражданском Кодексе РФ содержится специальная глава (47) «Хранение» с его конкретизацией в части хранения в разделе (2) «Хранение на товарном складе».
Основной правовой нормой в области складского хранения является «договор хранения», по которому одна сторона — «хранитель» (товарный склад) обязуется за вознаграждение хранить переданные ему владельцем товара («поклажедателем», ст. 866, 907 ГК РФ) товары («вещи») и возвратить эти товары в сохранности.
Товарным складом признается организация, которая осуществляет хранение товаров и связанные с ним услуги в качестве предпринимательской деятельности. Такой склад принимает товары на хранение от любого товаровладельца и, соответственно, является складом общего пользования, а оформляемые обязательно в письменной форме договоры хранения признаются публичными.